Проект «Священный долг – защита Отечества»
О реализации проекта «Священный долг – защита Отечества»
Июнь-декабрь 2010 г.
Проект «Священный долг – защита Отечества», победивший в номинации «Наследники Великой Победы – родному городу» в конкурсном отборе на предоставление субсидий из средств местного бюджета, успешно реализован членами молодежной организации «Ювента» МУК «Центральная городская библиотека».
Цель данного проекта: нравственное и военно-патриотическое воспитание молодых людей предпризывного возраста, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества. Цель была достигнута, прежде всего, благодаря проведению беседы с элементами дискуссии «Кто пойдет защищать Родину?» с допризывной и призывной молодежью, обучающейся в учреждениях среднего профессионального образования. Для проведения мероприятий нами были выбраны те среднеспециальные учебные заведения, которые ведут обучение по преимуществу мужским специальностям.
Прежде чем проводить мероприятие «Кто пойдет защищать Родину?», мы организовали интервью с молодежью допризывного возраста и молодыми людьми, которые недавно проходили военную службу, проживающими в Нижнем Тагиле, с записью его на видеокамеру. Для этого мы выходили на улицы нашего города, останавливали молодых людей подходящего возраста и задавали им следующие вопросы:
• Как Вы считаете, для чего необходимо служить в армии?
• На Ваш взгляд, в нашей стране созданы оптимальные условия для прохождения военной службы?
• Есть ли у Вас желание служить в современной российской армии?
• Знаете ли Вы, как можно подготовиться к военной службе?
• Как Вы считаете, что необходимо сделать, чтобы молодые люди не уклонялись от службы в армии?
• Каким образом, по Вашему мнению, можно повысить в глазах молодежи престиж военной службы?
Результаты записанного нами интервью показали, что молодые люди допризывного и призывного возраста в большинстве своем негативно высказывались по поводу службы в армии и условий ее прохождения. Зато отслужившие ребята сказали, что военная служба стала для них школой возмужания и внутреннего взросления, что они, благодаря такому периоду в их жизни, стали серьезнее и спокойнее и с уверенностью смотрят в будущее.
Кроме интервью, нами были подготовлены материалы для книжной выставки «Защитник Отечества – это звучит гордо!» Также мы выпустили информационную продукцию соответствующей тематики:
• дайджест «Виды и рода войск Вооруженных сил Российской Федерации»;
• дайджест «Памятка призывнику»;
• дайджест «Профессия – Родину защищать: военная служба по контракту»;
• дайджест «Альтернативная гражданская служба»;
• закладка «Первоначальная постановка на воинский учет»;
• закладка «Что взять с собой при отправке в ряды Вооруженных сил».
Для того чтобы сделать наше мероприятие еще более интересным и запоминающимся, мы подготовили специальные видеоролики. Кроме того, использование их в ходе проведения беседы с элементами дискуссии «Кто пойдет защищать Родину?» призвано было пробудить у молодых людей желание поучаствовать в обсуждении увиденного, высказать свою точку зрения, возможно, с чем-то поспорить. Подготовленные нами видеоролики посвящены следующим темам: так называемая «дедовщина» в армии, военная служба на контрактной основе, альтернативная гражданская служба, движение «Наша армия», действующее в России.
Каждое мероприятие начиналось с прослушивания студентами фрагмента гимна Российской Федерации, что сразу настраивало их на серьезный лад. А участие в беседе приглашенных гостей, которые имеют непосредственное отношение к военно-патриотическому воспитанию молодежи, вызывало у ребят уважение и интерес.
Майор запаса Вяткин Дмитрий Валерьевич, сейчас находящийся на пенсии, а ранее работавший в военкомате, побывал с нами на всех мероприятиях. На одной из бесед присутствовал также Пудовкин Сергей Игоревич - председатель Нижнетагильской городской ассоциации военно-патриотических объединений молодежи «Держава», руководитель военно-патриотического клуба «Поиск».
Конечно, все группы, где мы проводили мероприятие, были различны и по восприятию подготовленного нами материала, и по активности участия в обсуждении острых проблем и спорных моментов, связанных с поднятой темой, и еще по многим другим показателям. Ясно было одно: тема службы в армии актуальна для молодежной аудитории, на которую мы вышли, и вызывает у нее неподдельный интерес.
Остановимся более подробно на особенностях проведения беседы с элементами дискуссии «Кто пойдет защищать Родину?» в разных студенческих группах.
Нижнетагильский техникум промышленных технологий и транспорта.
Тема, которую мы подняли для обсуждения, вызвала у молодых людей неподдельный интерес и желание поучаствовать в дискуссии. Если взять такой показатель, как отношение к службе в современной армии, группа студентов была очень разнородной. По серьезным и внимательным взглядам некоторых ребят нам стало ясно, что они уже задумывались об исполнении своего гражданского долга перед Отечеством и понимают важность подготовки к службе в армии. А другие при обсуждении стали выражать свое негативное отношение к современной армии и нежелание в ней служить.
Ребята высказывались открыто и искренне. Мы внимательно выслушивали точку зрения каждого участника беседы, Вяткин Дмитрий Валерьевич отвечал на многочисленные вопросы молодых людей. Все это перемежалось с нашим рассказом о том, как призывали в армию и служили в ней около ста лет назад и как это происходит сейчас, в наши дни. Мы показывали ребятам специально подготовленные нами видеоролики о так называемой «дедовщине» (которую они указали как одну из главных причин нежелания молодых людей служить в армии и уклонения от нее), о службе по контракту, альтернативной гражданской службе. Ролики активно обсуждались ребятами, комментировались нами и Дмитрием Валерьевичем. Было ясно, что рассматриваемая тема задевает молодежь за живое, близка и интересна ей.
По глазам молодых людей мы видели, что многие вопросы для них проясняются, а ложные представления потихоньку рассеиваются. Так, например, Дмитрий Валерьевич доказал ребятам, что они в большинстве своем имеют неверное представление о «дедовщине». «Дедовщину» необходимо понимать как наставничество, когда старослужащий передает свои знания и опыт новобранцу. И в этом качестве, как объяснил Дмитрий Валерьевич, «дедовщина» в армии просто необходима. Но многие молодые люди понимают под «дедовщиной» рукоприкладство старослужащих (так называемых «дедов»), унижение ими человеческого достоинства новобранцев, превышение своих должностных полномочий. А это уже называется неуставными взаимоотношениями, как пояснил ребятам Дмитрий Валерьевич. Он объяснил, что все-таки неверно называть неуставные взаимоотношения, с которыми необходимо бороться и пресекать их, «дедовщиной». Дмитрий Валерьевич, который сам прошел срочную службу, затем служил по контракту, честно дослужился до звания майора, работал в военкомате, рассказал ребятам, что неуставные взаимоотношения в армии все же исключение, а не правило. Разгорелась бурная дискуссия. Ребята стали приводить примеры обратного явления, о которых они в большинстве своем узнали из сети Интернет и средств массовой информации. Мы не пытались жестко настаивать на своей точке зрения, а постепенно, приводя свои примеры, подводили ребят к правильным выводам.
Молодым людям очень понравилось обсуждать видеоролики. С интересом они рассматривали журналы со статьями о службе в армии и современной подготовке к ней. Когда мероприятие закончилось, ребята продолжали обсуждать между собой поднятую нами тему.
Надо сказать, что по окончании беседы у значительно большего количества ребят взгляд стал серьезным и внимательным. И даже тот молодой человек, который на протяжении всей дискуссии был нашим самым ярым оппонентом, спорил и с нами, и с Дмитрием Валерьевичем, был явно негативно настроен ко всему, что связано со службой в армии, призадумался. Видно было, что он уже не на все сто процентов уверен в своей правоте. И это изменение, конечно, не могло нас не порадовать.
Тема службы в армии вызвала у ребят большой интерес. Наверное, иначе и быть не могло. Ведь мы рассмотрели те вопросы и проблемы, которые на данный момент для молодых людей очень актуальны и значимы.
ГОУ НПО СО «Профессиональное училище № 49».
Группа молодых людей из профессионального училища № 49 запомнилась нам каким-то особым уважением к рассматриваемой теме.
Уже в самом начале мероприятия мы обратили внимание на то, что молодые люди настроены на обсуждение, готовы высказывать свое мнение и активно участвовать в дискуссии.
В ходе беседы мы успели обсудить достаточно широкий круг вопросов:
- состояние здоровья современных призывников и причины его ухудшения;
- основания для существующих в настоящее время отсрочек (особенно ребят интересовала отсрочка по учебе);
- причины нежелания молодых людей служить в армии и, как следствие, возрастания количества уклонистов;
- для чего государству нужна армия;
- на чем должна быть «построена» современная армия: на заинтересованности человека в службе или на исполнении им долга по защите Отечества;
- что такое профессиональная армия, для чего она нужна;
- условия заключения контракта о прохождении военной службы и требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту;
- кто из молодых людей призывного возраста имеет право на альтернативную гражданскую службу.
Нами обсуждались и другие, попутно возникавшие вопросы.
Многие спорные моменты с позиции своего профессионального опыта ребятам разъяснял Дмитрий Валерьевич.
Обсуждение чередовалось с просмотром соответствующих видеороликов.
Мероприятие длилось около двух часов. Уже прозвенел звонок, а мы еще не успели показать ребятам итоговый видеоролик. Предложили студентам посмотреть его на перемене и получили согласие ребят. Ролик длился восемь минут. В нем говорилось о том, что России нужна своя сильная армия, иначе у нее будет чужая армия, о том, что в нашей стране много ресурсов (природных, человеческих), представляющих интерес для других государств, о чем всегда надо помнить. Говорилось в нем и о том, что уклонение от военной службы очень напоминает предательство. Как можно подготовить себя к срочной службе – об этом тоже рассказывалось в видеоролике. В общем, ролик получился очень насыщенным: и информативно, и эмоционально. И ребята досмотрели его до конца, пожертвовав своей большой переменой. Заметно было, что они прониклись увиденным на экране.
Нам было интересно наблюдать за ними и видеть такую реакцию. Также мы были рады услышать от ребят в заключение мероприятия, что они готовы служить и осознают необходимость военной службы.
Мы предложили молодым людям взять подготовленную нами информационную продукцию. Каждый выбрал для себя понравившиеся дайджесты и закладки.
Нижнетагильский горно-металлургический колледж.
Мероприятие со студентами НТГМК проходило в стенах Центральной городской библиотеки. Ребята были настроены очень серьезно, отнеслись с большой ответственностью к предложенной для обсуждения теме.
Как и всегда, особенно подробно в ходе беседы нами рассматривались вопросы уклонения призывников от службы в армии и выявления причин такого положения дел. Активно и очень «жарко» обсуждались вопросы так называемой «дедовщины» и неуставных взаимоотношений. Также мы старались выяснить, почему подавляющее большинство молодых людей считает службу по призыву просто потерей времени. Но надо отметить, что сами студенты НТГМК в большинстве своем сказали, что не считают год службы в армии бессмысленной тратой времени. И когда разговор зашел о том, зачем же государству вообще нужна армия (вопрос о необходимости армии был задан как провокационный), ребята говорили наперебой, что это сила и защита государства, его гордость и могущество, что, если у страны не будет своей армии, то обязательно появится чужая. Мы были рады услышать такие размышления молодых людей – будущих Защитников Отечества.
Когда разговор зашел о подготовке к военной службе, мы выяснили, что многие ребята считают ее просто необходимой, поэтому делают по утрам зарядку, занимаются спортом. Правда, к сожалению, никто из них никогда не посещал военно-патриотические клубы (ВПК). И вообще современное молодое поколение практически ничего не знает о работе ВПК. Поэтому об одном из военно-патриотических клубов, находящемся в нашем городе, мы попросили рассказать его руководителя – Пудовкина Сергея Игоревича.
Далее разговор зашел о профессиональной армии, о подготовке к ней, о службе по контракту. О контрактниках ребята слышали и знают. Но по количеству вопросов, заданных студентами и обращенных к Дмитрию Валерьевичу, мы поняли, что этих знаний им недостаточно.
Ничего не известно было молодым людям об альтернативной гражданской службе. Поэтому после просмотра видеоролика об АГС ребята активно задавали вопросы нам (ведущим) и гостям нашего мероприятия, разъясняли для себя отдельные непонятные моменты. По окончании беседы студенты взяли с собой подготовленные нами информационные материалы, познакомились с книжной выставкой.
Беседа с элементами дискуссии прошла интересно и плодотворно. Это отметили не только мы сами (ведущие), но и приглашенные гости нашего мероприятия, и преподаватель НТГМК, и, конечно, студенты. Мы видели реакцию ребят, их глаза, слышали слова благодарности за то, что подняли такую нужную и актуальную тему.
ГОУ НПО СО «Профессиональное училище № 31».
В профессиональном училище № 31 нами было проведено два мероприятия с разными группами студентов. Поделимся впечатлениями от проведения нашей беседы в одной из групп.
В начале мероприятия ребята были настроены несерьезно, были рассеянны и невнимательны. Далее мы заметили, что тема, вынесенная нами на обсуждение, интересна молодым людям, но у большинства вызывает только негативные эмоции. И, действительно, в ходе проведения беседы мы выяснили, что большинство ребят не ждут от армии ничего хорошего и не верят, что в ближайшее время в Вооруженных Силах РФ возможны изменения в лучшую сторону.
Дмитрия Валерьевича засыпали вопросами. Он отвечал на них, разъяснял непонятные моменты, приводил выдержки из Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе» с последними изменениями и поправками.
Нас удивило то, что много вопросов было задано присутствовавшими на мероприятии преподавателями училища. И мы заметили, что у них тоже накопилось достаточно негатива в отношении поднятой нами темы. Так, например, один преподаватель задал следующий вопрос: «Скажите, пожалуйста, если проблемы армии не волнуют нашего президента, почему они должны волновать сидящую здесь молодежь?». Настроение учителя было подхвачено ребятами, и уже от них «посыпались» подобные вопросы.
Мы постарались переубедить и преподавателя, и ребят, объяснив им, что государство обратило внимание на проблемы армии и что они постепенно решаются. Так, например, выделяются деньги на перевооружение, снижен срок службы до одного года, контрактникам предлагают неплохие деньги, офицерам прибавляют зарплату.
Думаем, что многих ребят мы все же смогли переубедить. А также мы объяснили им, что не надо безосновательно и без тщательной проверки информации, взятой, например, из сети Интернет, негативно настраивать себя по отношению к службе в армии и искать всевозможные пути, чтобы уклониться от нее. Необходимо задумываться о будущем, готовиться к срочной службе, ведь в армии нужны и физическая выносливость, и терпение при выполнении упражнений строевой подготовки, и сила, чтобы носить оружие, выполнять нормативы, и так называемый внутренний стержень. Все это поможет молодому человеку достойно пройти службу в армии и противостоять неуставным взаимоотношениям, если все-таки они будут иметь место в части, где он служит.
Мы объяснили ребятам, что не собираемся замалчивать существующие в армии проблемы и трудности. Они, конечно, есть. Но мы постарались донести до ребят мысль, что нельзя сгущать краски и искусственно нагнетать негатив, а также слепо доверять СМИ, которые этот негатив очень часто «раздувают».
Значительная часть мероприятия в этот раз была посвящена нами тому, чтобы «разбить» стену негатива молодых людей и показать им как можно больше положительных моментов службы в армии, особенно при наличии соответствующей подготовки к ней.
Естественно, всех ребят переубедить мы не смогли. Но считаем, что, если из присутствовавших на мероприятии призадумалось человек десять-пятнадцать, это уже хорошо, это результат, значит, мы не зря проводили беседу. А ребята призадумались. После завершения мероприятия многие из них подошли за информационными дайджестами и закладками, посвященными теме службы в армии, которые мы специально для них подготовили.
Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса.
В этом техникуме нами были проведены мероприятия также в двух группах. Беседа в обеих группах прошла примерно одинаково. Мы отметили, что студенты Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса внимательны, серьезны и вдумчивы.
Поделимся опытом проведения нами мероприятия в одной из групп.
Ребята слушали нас внимательно, активно задавали вопросы, с желанием участвовали в обсуждении существующих в армии проблем и выявлении путей их решения.
Подробно мы остановились на рассмотрении таких понятий, как «дедовщина» и «неуставные взаимоотношения». Нас удивило и одновременно порадовало, что молодые люди разграничивают эти понятия и явления. Все вместе в ходе горячего обсуждения и бурной дискуссии мы пришли к выводу, что неуставные взаимоотношения – это исключение, а не правило, они, к сожалению, встречаются вотдельных воинских частях, но ни в коем случае нельзя говорить, что это повсеместное явление. Также все вместе мы пришли к выводу, что «дедовщина» в ее верном понимании как наставничество просто необходима в армии. Об этом же сказали нам и уже отслужившие молодые люди, проживающие в Нижнем Тагиле, которых мы остановили на улицах нашего города, снимая интервью о службе в армии и подготовке к ней.
Отдельные фрагменты видеоинтервью мы показали студентам. Ребята увидели, что если отслужившие молодые люди сказали нам о пользе и положительном опыте службы в армии, то молодежь допризывного и призывного возраста выразила свое нежелание отдавать долг Родине. Нами была поднята очень актуальная в последнее время проблема. Мы обсудили такие острые вопросы, как не уменьшающееся количество уклонистов в нашей стране, нежелание молодых людей служить в армии, поскольку, по их мнению, это просто потеря времени, а также моральная и физическая неподготовленность молодежи призывного возраста к военной службе.
Большое внимание в этот раз мы уделили вопросу подготовки молодых людей к срочной службе. Ребята поделились с нами своими соображениями по этому поводу. Они считают, что молодой человек, решивший подготовиться к службе в армии, должен утро начинать с зарядки, заниматься бегом, плаванием, посещать спортивные секции, тренажерный зал. Также ребята отметили, что молодому человеку нельзя быть «маменькиным сынком», не приспособленным к жизни, он должен вырабатывать в себе силу характера, выносливость, волю.
Студенты техникума не знали о существовании в нашем городе военно-патриотических клубов, занимаясь в которых, также можно подготовить себя к службе в армии, развить в себе физическую силу. Ребята были ознакомлены нами с работой таких клубов.
Мы обсуждали с молодыми людьми не только военную службу по призыву, но и службу по контракту, а также альтернативную гражданскую службу. Уже не в первый раз мы столкнулись с тем, что молодежь ничего не знает об АГС. Для студентов нами был показан видеоролик, в котором подробно рассказывается об альтернативной гражданской службе, называются возможные причины замены службы по призыву альтернативной гражданской службой. В видеоролике подробно говорится и об условиях прохождения АГС. После просмотра ребятами данного ролика мы задали им соответствующие вопросы. Проговаривая увиденное, они смогли лучше запомнить новую для них информацию.
По окончании мероприятия молодые люди познакомились с заранее оформленной нами книжной выставкой «Защитник Отечества – это звучит гордо!», взяли приготовленные для них информационные дайджесты и закладки.
Подводя итоги реализации проекта, отметим, что мы убедились в важности и необходимости обсуждения в молодежной среде поднятых нами тем и проблем. Вопросы службы в армии и подготовки к ней волнуют допризывную и призывную молодежь, значимы для нее. Многие моменты, связанные с прохождением срочной службы, молодым людям надо разъяснять, если потребуется, то и не один раз. Это позволит рассеять ложные представления ребят о военной службе, а также разрушить тот негатив, который появляется у них от незнания реальной ситуации, недопонимания, слепой веры средствам массовой информации и сети Интернет.
Проводя беседу с элементами дискуссии «Кто пойдет защищать Родину?» в разных учреждениях среднего профессионального образования, мы увидели, что у различных студентов заблуждения относительно военной службы примерно одинаковые. Для большинства из них армия ассоциируется с «дедовщиной» и пустой тратой времени. Надо объяснять ребятам, что это не так. Необходимо формировать у них мотивацию, желание служить в армии, несмотря на все трудности, которые в ней существуют. Конечно, работу эту надо вести уже со средних классов школы, систематически и в комплексе. Тогда она будет эффективной. Но даже отдельные мероприятия, проходящие интересно, с использованием диалоговых форм и привлечением соответствующих специалистов, подобные нашей беседе с элементами дискуссии «Кто пойдет защищать Родину?», дают свой положительный результат. Мы видели этот эффект по глазам ребят, по тому, как в ходе мероприятия меняются их вопросы, их поведение и реакция, по тому, какие слова благодарности звучали по окончании беседы.
Важно не оставлять молодых людей наедине с их проблемами, связанными с прохождением военной службы, с их многочисленными заблуждениями и растерянностью. Мероприятия, подобные нашему, позволяют молодежи допризывного и призывного возраста почувствовать себя более уверенно, уточнить для себя неясные моменты, задать интересующие вопросы знающим людям, высказать свою точку зрения, вместе с одногруппниками обсудить существующие в армии проблемы и постараться найти возможные пути их решения.
Проект «Священный долг – защита Отечества» реализован. Но работа молодежной организации «Ювента» МУК «ЦГБ» по военно-патриотическому воспитанию молодежи будет продолжаться.