Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Быть услышанными: из опыта работы с подростками библиотеки №6 МБУК «ЦГБ» г. Нижний Тагил

Хмылова Дарья Александровна,
ведущий библиотекарь библиотеки №6
МБУК «ЦГБ», г. Нижний Тагил
Пухова Екатерина Алексеевна,
библиотекарьбиблиотеки №6
МБУК «ЦГБ», г. Нижний Тагил


 

Чтение – кропотливый и долгий процесс, требующий максимальной концентрации внимания, определенных эмоциональных усилий и навыков образовательной деятельности. Уже несколько лет библиотекари и профессиональные педагогические сообщества говорят о том, что дети, а особенно подростки, не читают. Книгу им заменяют компьютеры, смартфоны, игровые приставки. Выбирая между гаджетом и книгой, ребенок редко сделает выбор в пользу последней. Увлечения детей напрямую зависят от предложений современного мира, поэтомулитература откладывается в списке любимых дел на неопределенный срок.
Но это не значит, что подростки не читают. Просто процесс переходит в новый формат: просмотр статей в смартфоне, изучение иностранных языков через приложения и сайты, посты в социальных сетях, электронные журналы и фанфики, личные блоги в разных мессенджерах. То есть чтение само по себе не исчезло из жизни подрастающего поколения. Но связано ли оно с классической литературой и историческими ценностями нашей страны, города?В свое оправдание ребята скажут, мол, не успеваем: кружки, секции, уроки, подготовка к экзаменам. Подросток – это уже сформировавшаяся личность со своим мировоззрением и восприятием действительности.
Психологи по-своему объясняют снижение интереса к литературе: у современных подростков преобладает клиповое мышление. Для тинэйджеров том Толстого и любая другая классическая литература покажется не то чтобы скучной, а сложной для осознания. Важные детали ускользают из поля зрения, воспринимаясь как незначительные, не играющие существенной роли. Хотя именно через них идет понимание характеров и мотивов героев. Подростки не видят за частным целого, навык анализа остается неразвитым. Словом, Шерлока Холмса из такого читателя не получится – дедукция не работает.
Поэтому библиотекари и педагоги, обеспокоенные пассивным отношением к чтению подрастающего поколения, ищут новые пути привлечения подростков, предлагая альтернативу. Также нужно брать во внимание тот факт, что каждый человек по-разному воспринимает информацию: одному нужно видеть, другому слышать и т.д.Немаловажную роль играет популяризация литературы через такие средства восприятия, как: театр, фильм, квиз, викторина, компьютерная игра, дискуссия. К примеру, сейчас пользуются популярностью аркадные игры по мотивам «Алисы в стране чудес» и «Хоббита», игры-квесты по произведениям о Шерлоке Холмсе. Кто знает, может быть, через пару лет мы с вами увидим игры, где Руслан преодолевает препятствия в поисках своей Людмилы, а Чичиков путешествует по губерниям.
Другой пример – дискуссия. Один из наиболее эффективных способов привлечь внимание подростков к чтению, к проблеме, творчеству писателя. Это давно доказали педагоги и библиотекари передовых стран. Сегодня специалистов гуманитарных сфер обучают методикам проведения дискуссий. Неформальные отношения читателя с библиотекой, куда он приходит вне уроков, где не связан обязательной программой и страхом проверки знаний, располагают к свободным дискуссиям, развивающим критическое мышление и умение формулировать и отстаивать свои взгляды.Однако именно эти формы работы нередко кажутся библиотекарям наиболее трудными в организации. Специалист сталкивается с непредсказуемостью хода мероприятия, необходимостью быстро реагировать, свободно ориентироватьсяв теме, принимать неординарные решения.
На основе опыта проведения дискуссий мы выделили несколько правил их организации:
Ведущий даёт каждому возможность высказать свою точку зрения и не ставит себе цель привести всех участников дискуссии к одному мнению;
Ведущий и другие участники дискуссии не оценивают высказанные мнения как правильные или неправильные;
Ни за какие высказывания или факт участия/неучастия в дискуссии не ставятся оценки по предмету, даже если занятие в библиотеке связано с учебной темой;
Эффективность мероприятия оценивается по степени открытости участников и доброжелательности общего тона. Также важно, возник ли интерес к чтению по теме. Количество высказываний и их правильность не должны служить оценкой эффективности дискуссии;
«Подсадные утки» в аудитории, знающие заранее доводы оппонентов и готовые в любую минуту начать отстаивать нужную организатору точку зрения, чаще мешают, чем помогают.  Формальность такой дискуссии подрывает авторитет библиотеки как места, свободного от консервативного учебного процесса.
Ребята хотят, чтобы их мысли были услышаны. Чтобы профессионалы и приглашенные гости на одном уровне с подростками могли дискутировать, затрагивая темы разных областей знаний. И тогда подростки от споров в переулке перейдут в неформальные открытые дискуссии, но уже в стенах библиотеки. Они увидят, что взрослые – не враги, а такие же люди, но постарше – со своим опытом, профессиональным мнением, способные принять и выслушать, без предвзятости и осуждения. Подростку важно увидеть библиотекарей,настроенных на открытый диалог. Именно поэтому в библиотеке №6 Центральной городской библиотеки Нижнего Тагила категория читателей 10-16 лет активно и с удовольствием посещает мероприятия. В таких встречах чувствуется отдача и живое общение. Спрос на них из года в год растет.
Пару слов о квестах. В городах-миллионниках последние несколько лет идея такого досуга набирает популярность. Вот уже несколько лет в крупных городах подростки охотно участвуют в квест-комнатах. Суть этого развлечения в том, что в специально оборудованном помещении передается та или иная атмосфера и ставится какая-то цель. Так, в Екатеринбурге открыликвест «В поисках Гулливера», во время которого нужно найти выход их комнаты с огромной мебелью. Возможно, кто-то после этого захочет узнать, что это за Гулливер и почему он стал миниатюрным.
Стоит сказать также о различных тематических мероприятиях, как всероссийских, так и в отдельно взятой библиотеке. Есть немало проектов, созданных для популяризации чтения, например, «Библионочь», «Путешествие с литературными героями», «Хочу читать». У каждого своя аудитория и форма, но в центре всегда именно книга.
Остановимся подробнее на нескольких мероприятиях.
Беседа «Игромания– болезнь XXI века» посвящена компьютерной зависимости. В начале встречи  библиотекарь обсудил с ребятами полезные и вредные качества компьютера. Дано определение зависимости в целом, а такжевыявлено физиология формирования этого явления. Учащиеся не удивились пугающей статистике по количеству времени, которое их ровесники проводят в сети. Ведь дети сталкиваются с компьютером каждый день и для них вид одноклассника, проводящего большую часть времени в виртуальных играх, привычен. После этого учащимся было предложено проверить себя на компьютерную зависимость при помощи теста. Результаты не собирались и были доступны только самим участникам.
 Далее ребятам задали вопрос о признаках, которые выдают игромана, было предложено нарисовать словесный портрет такого человека. Библиотекарь прочитал выдержки с форума гейм-зависимых. Школьники удивились, что авторам таких статей всего по 12-13лет.
Порассуждали на тему безопасности в сети. Почти все ребята пользуются интернетом ежедневно, но уроков информатики у них еще нет, следовательно, если классный руководитель или родители не рассказали ребенку о правилах безопасного выхода в сеть, то учащийся остается один на один с экраном монитора. Большинство рисков ребята назвали сами: нежелательный контент, зависимость, вирусы, мошенники. Но, например, об интернет-пиратстве и уголовной ответственности за него они знали весьма смутно, а о фишинговых атаках и вовсе не слышали.
В конце занятия библиотекарь напомнил ребятам о необходимости соблюдения гигиенических правил во время работы за компьютером: положение тела, физкультминутка для глаз.
Энергетические напитки появились в продаже в начале 90-х годов и прочно осели на прилавках продуктовых магазинов. Их пьют студенты перед экзаменами и молодежь в клубах, спортсмены перед соревнованиями и люди, которые хотят просто повысить тонус организма. Что несут в себе энергетики? Каков вред напитков? Ответы на эти и другие вопросы были найдены в ходе мероприятия шок-урок«Энергетики: многоликая опасность», прошедшего в Лицее №51 Нижнего Тагила для 9-х классов.
Мероприятие прошло в два этапа. Первый – презентация, в которой рассказывается об ингредиентах, входящих в состав энергетических напитков, об их воздействии на организм. Использованы видеоматериалы передач: «Среда обитания», «Воскресное время», «Вся правда о Ягуаре». В ходе презентации проходил диалог между ведущим и учениками. В заключении показан видеоролик из программы «Сладкая дорога в никуда». На видео представлен опыт со свиной печенью и слабоалкогольным напитком, результат ясно указывает на вред, который причиняют себе люди, употребляя подобные вещества.
Вторым этапом стал научный эксперимент, наглядно показывающий реакцию организма на взаимодействие с энергетическим напитком. Ребята сами проводили опыт и наблюдали реакцию: в чистую колбу разбивалось свежее яйцо, затем добавлялся энерготоник известной марки.
Итоги мероприятия подвели сами старшеклассники, сделав вывод: энергетики – напитки, которые не стоит употреблять, если ты заботишься о своем здоровье и не согласен поддаваться на сомнительные веяния моды.
Формат мероприятия трибуна смелых гипотез: «Гол в свои ворота»предполагаетактивный полилог между организаторами и участниками. В ходе презентации затрагиваются вопросы природы вируса иммунодефицита человека. Библиотекарь рассказывает об актуальной ситуации с распространением ВИЧ-инфекции, смертности от ВИЧ и СПИДа в мире, в России и в Свердловской области. Затем ученикам представляется выборка медийных личностей, носящих ВИЧ-положительный статус: от популярного голливудского актёра до российского журналиста одного из федеральных каналов. Важная часть мероприятия – обсуждение острой проблемы распространения ВИЧ и увеличения смертности. Участники мероприятия познакомились с целями ВИЧ-диссидентов, их основными тезисами, способами и методами пропаганды. Ученики должны сделать самостоятельные выводы о том, что ВИЧ-диссидентство – это остро негативное явление современного общества. Заключительная часть встречи – обсуждение мифов о ВИЧ и описание группы риска ВИЧ-инфекции. Школьники озвучивали знакомые им тезисы, а затем решали – миф это или факт.
В феврале 2021 года состоялось мероприятие в формате дискуссии «Экстриму - Да! Экстремизму – Нет!»для учащихся 6-8-х классов школы № 95, посвященное проблематике терроризма и экстремизма среди молодежи.
В начале встречи библиотекарь обозначила основные термины, с которыми предстоит познакомиться. Учащиеся узнали, почему данная тема настолько актуальна среди их возрастной категории, каковы причины возникновения экстремизма, какие теракты современности можно назвать самыми масштабными и каковы основные признаки террористической деятельности. Детям предложено рассмотреть ситуации, в которых всегда нужно говорить«НЕТ». В конце дискуссии ребята посмотрели видеоролик об экстремальных видах спорта, подискутировали на тему ЗОЖ и проявления негативной агрессии по отношению к окружающему миру, проанализировали факторы влияния и сделали выводы, что необходимо направлять агрессию в правильное русло, не причиняя вред людям.
Встреча «Эффективный нетворкинг»прошла в несколько этапов: материал по основным терминам, мастер-класс и презентация книг для самообразования. В первой части ведущий рассказывал о технологии нетворкинга, особенностях онлайн и офлайн проведения, важности самопрезентации и её основных пунктах. Так как нетворкинг требует постоянной практики, библиотекарь предлагает сразу приступить к формированию своей нетворкинг-цели, составив два списка. Первый– люди, входящие в настоящее окружение участника встречи. Второй– желаемый круг общения. После формирования обсуждались на примерах способы движения из точки А в точку Б. После практикума предлагалось сделать короткую самопрезентацию. Ребятам раздали чек-лист книг по самопрезентации с комментариями библиотекаря, который можно загрузить в смартфон.
Мероприятие«Чисто английское приключение»прошло в формате квеста. Каждый пункт расследования соответствовал теме и содержанию рассказов о приключениях Шерлока Холмса: «Знак четырёх», «Пять зёрнышек апельсина», «Глория Скотт», «Чертежи Брюса-Партингтона» и «Пляшущие человечки». Участникам предстояло проявить скрытые строки стихотворения А.К.Дойля про сырных клещей, найти на книжной выставке шифр, понять способ декодирования, расшифровать подсказку. Из полученного набора букв предлагалосьсоставить слово, ведущее к следующей подсказке. Затем предстояло расшифровать «пляшущих человечков». После всех поисков нужно было в тестовой форме ответить на 8 вопросов. К каждому ответу давались буква или символ, составляющие пароль. Если он верный – квест завершён получением призов. Если нет– участники могли получить подсказку.
Информ-дайджест о видах благотворительности «Золотое сердце»создан для ответов на самые частые вопросы о благотворительности. Библиотекари подготовили презентацию «Как правильно и как неправильно помогать» с примерами благотворительной деятельности НКО Нижнего Тагила. Ведущая раскрыла самые частые ошибки, совершаемые людьми из-за незнания нюансов социальной работы с такими представителями общества, как сироты и воспитанники детских домов, бездомные, попрошайки. О волонтерской деятельности в Нижнем Тагиле рассказали на примере благотворительного фонда «Старость в радость» и молодёжного общественного объединения «Волонтёры Нижнего Тагила». Проекты этих организаций демонстрирует, как можно помогать без вложения серьёзных денежных средств. Например, можно стать внуком или внучкой по переписке, поздравлять одиноких бабушек и дедушек с праздниками открыткой или письмом, вместе с кураторами проекта приезжать в дома престарелых.
Участникам мероприятия рассказали о правилах вступления в городскую молодёжную организацию и об основной деятельности волонтёров из Нижнего Тагила.
Сегодня библиотека как культурно-просветительскоепространство становится местом встреч для многих детей и подростков. Благодаря нестандартным формам, таким каккруглый стол, беседа-презентация, шок-урок, имидж-встреча, квест, информ-дайджест, ребята меняют отношение к привычному для них месту – библиотеке. Так можно добиться отличных результатов по шкале посещений мероприятий и встреч.
Современные подходык общению с ребятами от 10 до 16 лет помогают библиотекарям внедрять в работу разнообразные практики, а вместе с этим и увлекательно рассказывать о классической, научно-популярной и прикладной литературе. Мы не говорим о том, что подростки бросят гаджеты и снова переключатся на стандартные печатные книги, напротив – ребята не перестанут развиваться и тянуться к современным технологиям и нововведениям. Библиотекарь и учитель должны идти в ногу со временем, дабы не отставать от новшеств и благ цивилизации. Благодаря молодым людям развиваются и взрослые специалисты, изучают современные возможности ведения библиотечных уроков, в результате генерируют отличные идеи для будущих проектов.
Современная социокультурная среда богата знаниями и готова поделиться ими с каждым. Теперь книга – далеко не единственный источник получения информации и сведений о мире. Только благодаря осознанию новых возможностей сегодня можно выйти на высокий уровень коммуникаций с подростками и молодежью.



Выступление на III Всероссийской научно-практической конференции «Крапивинские чтения: Подросток в мире и мир подростка» 13-14 октября 2021 г.
 

 

 




Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.