Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Организация доступной среды на базе Центральной библиотеки г. Нижнего Тагила

Нижний Тагил – крупный индустриальный город в Свердловской области с населением более 350 тыс. человек.
МБУК «ЦГБ» объединяет Центральную библиотеку и 23 филиала. Штатная численность библиотечных работников – 168 чел. Общее количество пользователей - 98 тыс. чел. В среднем за год тагильчане посещают муниципальные библиотеки более 800 тыс. раз, ежегодный объем выдачи документов составляет 1 700 тыс. экз.

Нижнетагильская библиотека – муниципальная (не специальная), однако среди наших читателей полторы тысячи человек (1 515 чел. в 2022г. или 1,5% от общего числа пользователей ЦГБ) имеют ограниченные возможности здоровья. Из них: дошкольники и школьники – 61%, пенсионеры (по инвалидности, по возрасту) – 39%. Таким образом, большинство социальных проектов библиотеки ориентированы именно на эти две целевые аудитории: «особые» дети и взрослые читатели с разной категорией инвалидности. 

Какие условия необходимы для того, чтобы библиотека начала оказывать услуги данным категориям читателей? Прежде всего, это организация доступной среды. Под доступной средой мы понимаем физическую доступность, информационную доступность и доступность услуг.

Физическая доступность: подъемная платформа уличного исполнения на крыльце библиотеки, роллопандус в разноуровневом фойе, навигация по зданию, выполненная шрифтом Брайля, реабилитационные кресла для детей с ДЦП, столы для инвалидов – колясочников, индукционная система для лиц с нарушением функцией слуха.

Информационная доступность: сайт, адаптированный для инвалидов по зрению; АРМ-ы незрячего и слабовидящего пользователя; читающая машина SARA; предоставление документов в специальных доступных форматах на различных носителях информации. 
Чтение в адаптированных форматах: литература рельефно-точечного шрифта (Брайль) – пункт СОСБС; документы укрупненного шрифта; «говорящие» документы на CD (MP3); запись на флэш-карту читателя документов с удаленных и заимствованных электронных ресурсов («Логос» - бывшая Библиотек Михайлова; ЛитРес); база аудиокниг в lkf- формате (более 2 тыс. наименований, есть свои тифлофлешплееры). Издания ЦГБ в специальных форматах: «О городе Нижний Тагил» для младших школьников – брайлевский принтер; дорожные знаки – устройство для печати тактильной графики PIAF.

Доступность развивающих услуг обеспечивает и курирует созданный в 2017г. на базе Центральной библиотеки Центр адаптивной культуры (ЦАК). Все направления работы Центра по абилитации людей с ОВЗ построены по принципу
инклюзии.
До создания ЦАК подобного комплекса бесплатных услуг для людей с инвалидностью в нашем городе не было. Важно, что работа Центра позволяет библиотеке перейти от модели поддержки людей с ОВЗ в рамках одного проекта (направления абилитации) к модели постоянного сопровождения. Отмечу, что Центр курирует работу, проводит обучающие и методические мероприятия для наших сотрудников, но обслуживанием и оказанием услуг людям с ОВЗ занимаются все библиотеки, входящие в нашу систему.
В своем выступлении я остановлюсь на инклюзивных сервисах по абилитации через чтение и творческое развитие. Часть из них оказывает Центр, некоторые реализуются в библиотеках-филиалах. 
Понятие «абилитация инвалидов» закреплено в Законе №419-ФЗ. Абилитация должна научить инвалида самостоятельности и «включению» в общество обычных людей. Если реабилитация – это восстановление утраченных функций, то абилитация – обучение тому, чего человек никогда не умел. 

Для ребят до 14 лет мы предлагаем направления абилитации, которые могут интегрировать «особого» ребенка в общую детскую читательскую аудиторию:
- чтение и игра с тактильной книгой;
- освоение техники пластилиновой живописи;
- занятия в технике песочной терапии;
- использование методов канистерапии (лечение собаками) и чтения вслух;
- мульттерапия.

Все направления основаны на освоении детьми вдумчивого чтения и развития взаимосвязи «рука-мозг»:   
Тактильная книга – читаем - рассказываем
Пластилин - читаем – лепим
Песок – читаем – рисуем
Канистерапия – читаем - общаемся
Мульттерапия – читаем - сочиняем – создаем.
Каждое новое творческое начинание для ребёнка-инвалида – это не просто умение, навыки, опыт, это еще и способ развития мыслительной активности.

Тактильные книги (с 2011г.) помогают слепому или слабовидящему ребенку в развитии навыков обследования и восприятия окружающего мира. Читая тактильную книгу (ощупывая предметы пальчиками), ребенок знакомится с природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и пр. Как показал опыт работы с тактильными изданиями, занятия с ними могут быть полезны не только для детей, имеющих проблемы со зрением, но и с диагнозом ДЦП, это - развитие мелкой моторики, координации движений, пространственного ориентирования, внимания, связной речи.
На сегодня фонд рукодельных тактильных книг составляет более 70 изданий, которые мы делали всем городом. Это книжки-загадки, книжки-считалочки, познавательные книги, книги по мотивам народных и литературных сказок, книги современных детских авторов. Самая популярная тактильная книга - «Колобок». Их было изготовлено несколько, все разные. 

Пластилинография
(с 2013г.) Для ребёнка-инвалида рисование пластилином – это развитие чувства пропорции и цвета, пространственного мышления, разработка моторики пальцев рук. Многие занятия проходят по схеме: детям читается литературное произведение, далее проходит его обсуждение и затем выполняется творческое задание.
На занятия по пластилинографии впервые были приглашены молодые инвалиды с синдромом Дауна и аутизмом. Для таких людей, не посещающих никаких общественных учреждений, очень важно общение. Сейчас на базе библиотеки №13 ЦГБ, проводившей занятия с этой группой, работает клуб «Солнечные зайчики» и инклюзивная «Уютная мастерская».

Песочная терапия (с 2014г.) - это метод, направленный на разрешение личностных проблем через творчество и игру.
Многие занятия построены на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) деятельности ребенка.
Занятия включают рисование песком на специально оборудованном столе с подсветкой (Sand Art) и игры с песком в «построение мира» в малой психологической песочнице (Sand Рlay). В качестве основных материалов используется «живой» песок и миниатюрные фигурки.
Важно, что арт-терапевтические занятия с детьми всегда дают возможность для неторопливого разговора с родителями, которые их привели в библиотеку. Как правило, родители очень положительно реагируют на предложение воспользоваться библиотечными фондами и берут книги по психологии и педагогике.

Чтение вслух собакам (с 2014г.) – работа по преодолению детьми психоэмоциональных комплексов, повышение техники чтения. Несколько библиотек-филиалов.
В данной методике положительную роль играет использование психологического эффекта исполнения перед живой публикой. Cобака в качестве слушателя снижает градус волнения у маленьких чтецов, помогает ребёнку почувствовать себя в безопасности и при этом внимательно слушает, не перебивая. После такого позитивного опыта дети проявляют интерес к книгам и начинают читать дома своим питомцам или мягким игрушкам. У мальчиков самой популярной была «Большая пиратская книга» М. Пляцковского, а девочкам полюбились сказки В. Сутеева, книги «Середина сосиски» Г. Остера и «Умная собачка Соня» А.Усачёва.
После чтения вслух ребята выполняли небольшие творческие задания: раскрашивали картинку, принимали участие в опросе, разгадывали кроссворд. Все свои работы дети хранят в личных дневниках. В них участники проекта записывают книги, которые прочитали, собирают рисунки и отзывы о книгах. Ребята не только сами стали активными читателями, но и привели в библиотеки своих друзей, членов своих семей.

Направление «Мульттерапия». (с 2016г.) Продвижение чтения и творческое развитие детей с ОВЗ, воспитанников детских домов средствами мультипликации. В Центральной библиотеке была создана детская мультстудия «Колибри».
Для инклюзивных мини- групп (до 9 человек) был предложен цикл из 6 занятий. Посетив занятия, дети научились писать сценарий (литературное творчество); делать раскадровку, рисовать эскизы героев (изобразительная деятельность); мастерить декорации (технология работы с различными материалами); придумывать героям движения, одушевлять их (ритмика, театр); снимать (кино-фото дело); озвучивать (музыка, шумы); монтировать и демонстрировать (работа с техникой).
Ребята научились анализировать прочитанные произведения и создавать собственные фильмы. За время работы студии было снято более 10 мультфильмов, некоторые из них – с тифлокомментариями, многие – на мастер-классах с волонтёрами. Есть и победы на конкурсах.

 В 2018 г. в Центре была открыта сенсорная комната «СОВА»: Сенсорика, Отдых, Вдохновение, Абилитация».
Общаясь с родителями, специалистами, наблюдая за поведением ребят во время мероприятий и занятий в Центре, мы убедились в необходимости создания зоны релакса и отдыха для наших «особых» детей. Создание сенсорной комнаты профинансировано по результатам конкурсного отбора на получение субсидий из средств бюджета г. Нижний Тагил некоммерческим организациям. 
Оборудование сенсорной комнаты, как предметно-развивающей среды, поделено на два функциональных блока:
- релаксационный (сухой бассейн, пузырьковая колонна, игровой оптиковолоконный пучок бокового свечения «Звёздный дождь», мягкое напольное покрытие);
- активационный (развивающий модуль БИЗИБОРД СУПЕРДОМИК, интерактивная панель «Разноцветная гроза», сухой дождь, балансировочные облачка, тактильная черепашка, яйцо Совы, чулок Совы, наборы для кукольного на столе, мячи- прыгуны).
Занятия формируют у детей с ОВЗ восприятие звука, ритма, цвета, согласование движений собственного тела, развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления, развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом. Услуга востребована. Родители с охотой приводят детей на индивидуальные занятия.

 У молодежи и взрослых читателей с ОВЗ наиболее востребованы:
- тифлоэкскурсии
- тифлопросмотры в кинозале «Кино для всех»
- участие в работе интернет-радио «Разночтения»
- занятия с инклюзивной театральной студии

Тифлоэкскурсии (с 2017г.). К уже разработанным пешеходным маршрутам, экскурсии по которым проводят наши сотрудники, был разработан цикл тифлоэкскурсий «Трогательный Тагил». Маршрут разработан с учётом физических возможностей участников. Проведение тифлоэкскурсий стало возможным после приобретения экскурсионного оборудования «Радио Гид». Он включает передатчик для экскурсовода, приемники и наушники для группы из 20 человек. Оборудование позволяет людям с проблемами слуха воспринять звуковой материал.
Для виртуальных экскурсий на 3D принтере были созданы макеты главных достопримечательностей Нижнего Тагила: башенка на Лисьей горе, паровоз Черепановых, стела, украшавшая въезд в город. Макеты формируют целостное восприятие окружающего мира у инвалидов по зрению, людей с ментальными нарушениями.

Тифлопросмотры в кинозале «Кино для всех» (с 2018г.) Направление реализуется на базе библиотеки №1.
Просмотр художественных кинофильмов, как и поход в кинотеатр, – это та часть современной жизни, из которой инвалиды по зрению практически полностью исключены. Действительно, как показать слепым и слабовидящим фильм? Решение этой проблемы – тифлокомментирование, т.е. лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны слепому (слабовидящему) без специальных словесных пояснений.
Тифлокомментирование (аудиодескрипция) - лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны слепому (слабовидящему) без специальных словесных пояснений.
Демонстрация фильмов в нашем зале идет со скрытым тифлокомментированием (подача через индивидуальный приёмник с моно-наушником). Это позволяет осуществлять показы в инклюзивных группах (слепые и зрячие вместе).
Было приобретено современное оборудование для организации видеопросмотров, мебель, радиотифлокомментатор на 12 пользователей (грант ЕВРАЗа). Фильмы с тифлокомментариями нам предоставляет ВОС («Легенда №17», «Адмирал». «Бетховен»). Прослушать таким образом фильм может и здоровый человек. Мы предлагаем зрителю надеть повязку на глаза, многие гости во время просмотров так и поступают.
Мы стараемся, чтобы каждый показ стал событием. При показе фильма «Не/смотря ни на что» тотально незрячие проводили для гостей кулинарный мастер-класс. После просмотра фильма «Бетховен» вместе с пришедшим в гости ризеншнауцером было разыграно стихотворение Самуила Маршака «Дама сдавала в багаж».
Сеансы предваряются знакомством с выставками. Так, экспозиция «Классика на кончиках пальцев» предлагала узнать, как выглядят многие известные писатели. Бюсты Пушкина, Крылова, Бажова, Мамина-Сибиряка можно было потрогать руками, подписи шрифтом Брайля помогали опознать классиков.

Интернет-радио «Разночтения». (с 2019г.) На средства гранта в библиотеке создана собственная студия звукозаписи. Оборудовано специальное помещение с полной звукоизоляцией, закуплено профессиональное оборудование. В студии люди с инвалидностью и без записывают материал для программ Интернет-радио «РазноЧтения».
Тематика передач разнообразна. Здесь и краеведение, и литература, и инклюзия. Также слушателям представлены аудиоэкскурсии по Театральному скверу и культурному центру «Дом Окуджавы».

Инклюзивная театральная студия «Театр за столом» (с 2016г.). 
За это время «Театр за столом» не только сформировался как единое культурное, творческое пространство, но стал содружеством единомышленников, людей, любящих чтение и влюбленных в театр. 
В «Театре за столом» не только учат роли, репетируют, работают над оформлением спектакля, но и общаются, узнают новое, обсуждают театральные премьеры. В репертуаре студии: спектакль «Купеческая Атлантида», литературно-музыкальный проект «Прорабы духа» (поэты- «шестидесятники»), композиция по А. Экзюпери «Маленький принц», сцены из комедии Мольера «Мнимый больной» и др.

Еще одна возможность для читателей с ограничениями по здоровью на равных участвовать в культурных событиях библиотеки – участие в выставочной работе, размещение своего литературного творчества на сайте библиотеки.
В течение года мы предоставляем выставочное пространство и проводим презентации авторских работ читателей с ОВЗ. Публичное признание для них очень важно. У некоторых это первые персональные выставки, на которых приглашаются родители, члены семьи, знакомые и друзья.

На сайте библиотеки есть раздел «Творчество наших читателей». С каждым автором заключается лицензионное соглашение на размещение материалов. Среди представленных поэтов и писателей есть и молодые тагильчане с ОВЗ. Настя Калинина - стихи, Владислав Конюхов – повести и рассказы.

Для школьников и студентов мы проводим симуляционные игры для того, чтобы они лучше понимали своих сверстников, имеющих ограничения по здоровью. Ребятам предлагается на какое-то время погрузиться в темноту. Закрыв глаза плотными повязками, они выполняют несложные задания: читают стихи в формате тактильной книги, строят домики из блоков конструктора. Ребятам предлагают посидеть и попробовать проехать в инвалидной коляске. Чтобы дойти до своего игрового места в зале, используют белую трость незрячего. В конце игры – обмен впечатлениями. Ребята говорят, что это уникальный опыт, помогающий по-новому взглянуть на мир и сделать переоценку привычных явлений. И пусть это всего лишь игра, она помогает лучше понять тех, кто живёт в темноте постоянно или передвигается на коляске.

Названные направления абилитации – результат многолетней социальной проектной деятельности библиотеки. Особо отмечу, что работу по оказанию услуг ведут не приглашенные специалисты, а прошедшие обучение сотрудники библиотеки (психологи, экскурсоводы, тифлокомментаторы, владеющие основам русского жестового языка). Наши специалисты не только регулярно проходят обучение по работе с данной категорией пользователей, но и личностно мотивированы и готовы работать с «особыми» читателями. И это еще одно из важных условий, которые необходимы, чтобы библиотека начала оказывать инклюзивные услуги.
Еще один момент – все направления реализованы на привлеченные средства. Многие интересные идеи не воплощаются в жизнь именно из-за отсутствия у библиотек средств. Вся затратная часть проектов (а это несколько миллионов рублей) была профинансирована из грантовых и привлеченных средств.

Все инклюзивные услуги оказываются на бесплатной основе. На сегодняшний день кроме библиотеки подобного комплекса услуг для «особых» жителей в нашем городе не оказывает никто.
Мы убеждены, что человек с инвалидностью должен иметь равные права на участие во всех аспектах жизни общества. Инвалидность это не только медицинская проблема. Инвалидность – это проблема неравных возможностей. «Декларации независимости инвалида» гласит: «Помогите мне познать то, что я хочу. Давайте уважать друг друга. Ведь уважение предполагает равенство. Слушайте, поддерживайте и действуйте».
И наша многолетняя работ всего коллектива библиотеки по абилитации людей с ОВЗ означает, что мы услышали, мы поддержали, мы действуем. И мы готовы предоставить равные условия для творческого развития и самореализации читателей ЦГБ, независимо от состояния их здоровья. 

Каждое направление представлено на сайте библиотеки 
tagillib.ru.

Изданы: сборник методических материалов «Арт-терапия. Практики применения», программа по чтению собакам «Лапа в ладошке», методическое пособие по проведению тифлоэкскурсий «Знакомый незнакомец – Нижний Тагил».

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.