Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Шашкина Алена Леонидовна,
заведующий Центром развития и профессиональных коммуникаций

   

Основные правила/условия  квеста всем известны:
- есть определенный сюжет игры;
- есть какая-то цель, которую можно достичь, преодолев задания/препятствия.
    Обычно квесты – это игры-соревнования, в котором перемежаются активные (спортивные) и интеллектуальные задания.
    Конечно, мы варьируем и изменяем правила и задания под свои возможности. Например, стараемся подготовить для участников маршрутные листы, чтобы наше участие в процессе было минимальным. И еще. Особенность наших квестов в том, что они не командные, и проводятся для неорганизованных читателей.
    Обычно о новом квесте мы задумываемся в Библионочь, когда надо чем-то удивить пользователей. Мы не являемся детской библиотекой, поэтому большинство игр-бродилок, рассчитано на взрослую аудиторию, но понимая и принимая интерес детей к такому формату, всегда подбираем задания и для них.
    Первый квест мы провели десять лет назад в 2014 году и посвятили его 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Участникам, разделившимся на команды, нужно было с картой в руках отыскать в библиотеке шесть пунктов, выполнить задания и получить в кодовые слова. Каждая площадка была посвящена определенной теме: дуэль, любовь, детство и юность, светская жизнь, путешествия, творчество. Игроки пробовали свои силы в стихосложении, угадывали, что лежит в «черном ящике», вспоминали имена возлюбленных поэта, определяли танец соответствующий музыкальной композиции, учились понимать язык веера.
    В основу следующего квеста легла детективно-розыскная история, основанная на рассказе О.Генри. На старте участникам выдавался путевой лист-записка, в котором говорилось о похищении, выкупе и обращение за помощью. Нужно было за 30-40 минут восстановить пропущенные слова. Закодированные послания были «разбросаны» по всей библиотеке, участники заглядывали на площадки Библионочи и проходили непростые испытания: разгадать детективную загадку от ловкого сыщика; сочинить хокку; написать пером в альбоме и т.д. Сложнее всего, оказалось «навестить Пушкина и узнать у него точное время». Его искали в гриме и в полный рост, а он оказался гипсовым бюстом рядом с часами, показывающими полночь.
     Поняв, что все удалось, решили попробовать свои силы в организации квеста в закрытой комнате. Посвятили его юбилею Сергея Есенина и назвали «Ключ от номера в Англетер». Конечно, пришлось поработать над оформлением пространства: свои места в «номере» заняли письменный стул, старая пишущая машинка, книжный шкаф, часы с боем, ковер на полу, даже тапочки уютно пристроили у дивана. Команду из 5-10 человек закрывали внутри на ключ. Ей предстояло распутать цепь логических загадок, найти второй ключ и выбраться из комнаты за 45 минут.
Все записки-подсказки квеста вытекали друг из друга. Начиналось все с обращения стилизованного под письмо поэта. Оно лежало на виду, на столе и приводило участников к первой подсказке. Например, первая записка: «Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки». Кодовое слово «частушки» было выделено в тексте. На стене в рамочке была оформлена частушка, в которой было зашифровано следующая подсказка слово «имажинизм»: У Европы рожа чиста, Не целуюсь с ею! Подавай имажинисту Милую Рассею! Чтобы дать определение термину, среди книг в старинном шкафу нужно было найти «Литературную энциклопедию», в которой находится конверт, в нем небольшой пазл (рисунок, разрезанный на части), сложив который участники получали изображение стула. К стулу, находящемуся в комнате снизу прикреплена записка: «слова – это граждане, я их полководец. Я веду их…» и так далее. Было разработано несколько вариантов квеста, с разными заданиями, на случай если игроки пойдут по второму разу, а такие участники были.
    В следующий раз мы играли в интеллектуально-спортивный квест «Наперегонки с писателями». Участникам выдавалась турнирная таблица, где уже были вписаны имена тех, с кем придется сражаться участнику. У писателей уже стояло по 1 баллу, а выполняя задания, участник получал либо 1 балл, либо ноль. Итоги подводились по общему счету. Например, Николай Васильевич Гоголь обладал уникальным навыком быстрого письма. Есть такой факт, что гусиным пером он мог написать за минуту более 30 слов. Задача участника квеста была написать как можно больше слов пером, например, за 30 сек.
Или мы говорили участникам о таком факте, что Максим Горький прославился навыком скорочтения и мог прочитать более 500 слов в минуту. Задача играющего была за определенное время прочитать как можно больше слов вслух. А вот француз-сатирик Лафонтен любил прогуливаться на свежем воздухе. При этом он размахивал руками, ходил вприпрыжку и рассказывал стихи, рифмы, которые пришли на ум. Жители города были знакомы с таким увлечением, поэтому никто уже не удивлялся его чудачествам. Участники квеста, тоже занимались физическими упражнениями (по выбору), одновременно декламируя любимые стихи.
    Квест-викторина «Воображариум», был рассчитан на детей 12-17 лет, но привлек внимание и взрослых, поэтому задания мы разбавили более сложными вариантами. Участвовать можно было как мини-командами, так и индивидуально.
Участникам квеста выдавалась на руки матрица, в которой по горизонтали были проставлены номера картин-ассоциаций, по вертикали – имена авторов. На их пересечении нужно было отметить правильный вариант. По библиотеке были размещены ассоциативные картины. В помощь мы подготовили цитаты подсказки из произведений. Соединяя цитату и ассоциативную картину, участник интуитивно догадывался о какой книге идет речь и ставил знак на пересечении колонки автора и ассоциации. Одному автору соответствует только одно изображение с текстом. Правильно заполнивший матрицу участник получал приз и диплом самого умного игрока. Квест потом побывал в нескольких библиотеках и везде пользовался успехом.
     Квест «По Вселенной с ветерком» был оформлен как веселое интеллектуальное приключение. Для участников подготовили специальные «Памятки космического туриста» с правилами игры и необычными фактами о планетах. Помещение стилизовали в стиле межпланетного терминала. Игроков ждали задания на логику, внимательность, общую эрудицию. Участники, выполняя задания, узнали все о планетах Солнечной системы, астероидном поле, представили себя на Луне, и Марсе.
    В восторге остались и участники экспериментального квеста «Разные книги – разные эмоции». Задачей участников было определить зашифрованное произведение с помощью своих чувств – слуха, осязания, зрения, обоняния, вкуса и интуиции.
Были зашифрованы 9 книг, которые мы раздели по возрастам и читательскому опыту. Обозначив для детей 6+ книги с 1 по 3 номер, для 12+ с 4 по 6 и 16+ номера с 7 по 9. Так и организаторам на площадках, было понятнее, какую книгу пришел отгадывать участник, чтобы выдать ему определенное задание. В маршрутный лист с номером книги нужно было записать свои ассоциации, мысли. Выполнением задания считалось правильно отгаданное название книги.
К органам зрения мы отнесли цитаты из произведений и оформили их в виде облачков или с помощью специальной программы в виде мотивирующих постеров, плакатов. Слух и вкус участников услаждали звуки жужжания пчел, уханье совы, звуки леса. Для вкуса были выбраны лимонные бисквиты, мед и даже черный хлебец. Обоняние мы проверяли ароматами ванили, свежевыпеченного хлеба, интеллектуального парфюма. Осязание испытывали через тактильное восприятие предметов (кольца, лупы, опилок и т.д.) Самым запоминающимся моментом стали придуманные нами ассоциации на тему «Если бы герой был …».
     Например, участник брал лист № 3. Загаданная книга – «Винни-Пух и все-все-все».
Цитаты: «Что значит «я»? «Я» бывают разные! «, «Воздушным шаром можно кого хочешь утешить». Слух – жужжание пчел; вкус – мед; обоняние – пихта/ сосна; осязание – опилки; картинка-ассоциация, где герои изображались как мини-пирожные. Участники настолько прониклись нашими загадками, что проходили по несколько раз, выполняя задания и собирая новые эмоции. В игре были зашифрованы книги от «Малыш и Карлсон» до «Игра престолов».
    Большинство квестов, скорее выступают как развлечение и к чтению привлекают опосредованно, подчеркивая важность приобретения новых знаний в принципе. Чувствовать себя победителем в игре, здорово, но чтобы выигрывать, нужна эрудиция, надо больше читать.

   

Выступление в рамках дискуссионного семинара с участием специалистов-наставников детского чтения «Большая экспедиция детского чтения: лучшие практики библиотек»

Место проведения: Челябинская областная детская библиотека им. В. Маяковского, апрель 2024 г.
Запись семинара https://www.youtube.com/watch?v=nLCBNb8ENYg&t=1s
 

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.