Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

 Сегодня никому не нужно доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, не сталкивающегося с проблемами рыночных отношений. Чем раньше дети знакомятся с основными понятиями и категориями экономики, закономерностями экономических процессов, тем легче им будет строить свою взрослую жизнь.

Как прошла Неделя финансовой грамотности в 2023 году



   

   В рамках Всероссийской Недели финансовой грамотности для детей и молодежи в 2022 году учащиеся начальной школы осваивали семейную экономику через игры, квесты, викторины, ребята постарше знакомились с понятиями финансовой грамотности в формате квизов и «Своей игры». В ходе бесед дети активно обсуждали, стоит ли копить деньги или лучше их тратить, какие преимущества дает накопление, из чего складывается семейный бюджет, как разумно тратить карманные деньги. Мероприятия сопровождались электронными презентациями, обзорами литературы по теме.
4 библиотека. Дружи с финансами.jpg

   В библиотеке № 1 прошел квест «Деньги счет любят». На нем побывали первоклассники школы № 32.Ребятам предложили разбиться на команды, пройти по пяти станциям, на каждой выполнить задания и заработать «рублики».
На станции «Секрет на миллион» малыши узнали, как появились первые рубли, откуда пошло такое название, собирали из пазлов рублевые купюры.На станции «Копейка рубль бережет» выяснили, что деньги надо не только заработать, но еще и сохранить. Первоклассники смастерили кошельки, используя технику оригами, украсили поделки рисунками.На станции «Кто хочет стать миллионером» ребята, используя систематическую картотеку, узнали, что такое валюта и чаевые, кто такой потребитель, какими качествами должен обладать кассир.На станции «Финансовый эрудит» отгадывали ребусы финансовой тематики и познакомились с притчей о зарытом в землю таланте.На последней станции детям предлагалось составить собственный семейный бюджет, сэкономив деньги на необязательных расходах, например, на развлечениях.
В завершение встречи командам предложили купить книгу, потратив заработанные деньги, но средств не хватило, тогда малыши приняли решение объединить финансы и совершить совместную покупку. Так дети узнали, что с деньгами надо вести себя разумно, экономить, тратить с умом, зарабатывать, не совершать досадных ошибок.
   Экономический турнир для старшеклассников «Не в деньгах счастье» разработали в библиотеке № 2. Ребята поучаствовали в 5 турах. В первом туре отвечали на вопросы в духе игры «Что? Где? Когда?», во втором проверили свою логику, в третьем показали знания популярной литературы, связанной с финансами, а в музыкальном вспомнили известные «денежные» композиции и даже смогли продолжить строчки из них. Последний тур стал наиболее азартным, участники не только отвечали на вопросы, но и сами повышали его стоимость: если игроки ставили напротив ответа галочку и ответ верный, то ведущий добавлял два балла, вместо одного. Это позволило отстающим командам догнать соперников.
Все вопросы квиза так или иначе касались темы финансов. Так молодежь проверила свой уровень финансовой грамотности, познакомилась с соответствующей литературой.
   Для учащихся начальных классов в библиотеке провели викторину «Экономические загадки». Дети узнали, как появились деньги и как люди обменивались товаром до их появления. Затем команды разгадывали экономические загадки. В конце посмотрели и обсудили мультфильм «Смешарики: уроки финансовой грамотности», который учит отличать фальшивые купюры от настоящих и рассказывает, на каких вещах нельзя экономить.
   В библиотеке № 3 для учащихся школы № 25 организовали квест-игру «Деньги любят счет». Участники учились совершать покупки в рамках бюджета.
   Школьники третьего класса школы № 58 пришли в библиотеку № 4 на игру «Дружи с финансами». Из мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука денег» ребята узнали, что такое семейный бюджет и карманные деньги. Поиграли в различные игры, связанные с финансами: «Для чего нам нужны деньги?», «Размен», «Магазин».Познакомились с книгами Д. Васина «Деньги и бизнес для детей» и А. Березина «История с деньгами, или детям до 16 путешествовать по времени разрешается».

IMG_1151.JPG

   В библиотеке № 5 для ребят начальных классов прошла интерактивная игра «Азбука денег». Детям представили книги, рассказывающие о финансах, наличном и безналичном расчетах, доходах и расходах, происхождении слов «копейка» и «рубль»: «Твоя коллекция монет» Д.Л. Кондратьева, «Твой первый миллион» Д. Маккена, «Деньги и бизнес», Д. Васина, «Я и магазин» П.А. Астахова. Ребята удивились, узнав, что первыми деньгами были какао-бобы, соль, зерно, шкуры животных и даже перья фламинго. Познакомились с денежными единицами разных стран.      Обсудили вопросы: стоит ли копить деньги, на что можно потратить накопления, а что можно приобрести сразу.
Игра «Я иду в магазин» научила выгодно совершать покупки, учитывать акции магазина, рассчитывать свои средства так, чтобы сэкономить на карманные расходы. Вместе с Незнайкой решали задачи и ребусы, собирали финансовые пословицы. Помогали Буратино сохранить золотые монеты и выгодно их положить в банк под проценты. Совершали покупки с котом Матроскиным и узнали, что не все можно купить за деньги. 
   Познакомились со сказкой «Про доверчивого Мышонка и мамину зарплату», размышляли над поступком Мышонка и пришли к выводу, что нельзя рассказывать чужим и незнакомым о том, что есть у тебя дома и где хранятся деньги.
   В библиотеке № 6 для учащихся 8 и 10 классов провели игру по экономике «Не в деньгах счастье» в формате «Что? Где? Когда?». Самым сложным стал вопрос о городах России, в которых печатаются денежные знаки. только одна команда знала, что это Москва и Пермь. «Разминка»предполагала вопросы средней сложности: по картинке понять, что рекламируется, вспомнить по определению экономические термины. В туре «Будем думать» – 2 вопроса от библиотекаря, 2 – от учителя истории и 2 – от преподавателя экономики. Самым интересным стал вопрос, в котором надо было распределить монеты по книжным Вселенным: мир Гарри Поттера, СредиземьеТолкиена и мир Ведьмака. Третий тур – «Блиц-тур». Вопросы на знание фактов – от любимой монеты попугая капитана Флинта до названия обратной стороны монеты. Всеми участниками мероприятия был признан такой игровой формат проверки знаний по экономике необычным, интересным и увлекательным.
   В библиотеке № 8 проверить свои знания по вопросам финансовой грамотности смогли старшеклассники, поучаствовав в интеллектуальном состязании «Академия финансовых наук». Проходило оно в формате «Своей игры». Ребятам предложили разделиться на 3 команды. На игровом поле были представлены темы: «Что это?», «Деньги», «Финансовые задачки», «Ассоциации» и «Народная мудрость». В соответствии со сложностью вопроса за правильный ответ игроки могли заработать от 1 до 5 баллов. По итогам определялась команда-победитель. Также ребятам представили книги по тематике, имеющиеся в фонде библиотеки.

IMG-20220415-WA0001.jpg

   В библиотеке № 9 прошла беседа-игра «Зачем Буратино денежки?». Гостями стали ученики начальной школы №61, которые познавали азы финансовой грамотности вместе с любознательным деревянным человечком. Буратино решил поумнеть, а свою Азбуку он, как известно, продал. Где же ему теперь взять денег, чтобы вернуть ее обратно? Ребята объяснили сказочному персонажу, что деньги не сыплются с неба, не растут на деревьях, не валяются под ногами, – их надо зарабатывать. Мальчишки и девчонки вспомнили пословицы и поговорки о деньгах, поиграли в «Веселый магазин», ответили на вопросы викторины и помогли Буратино набраться ума.
   В библиотеке № 10 школьники вторых и третьих классов приняли участие в познавательной беседе «Что я знаю о финансах?». Они узнали, что такое банкноты, эмиссия, купюры, вексель, аккредитив. Презентация познакомила школьников с современными деньгами. Практическое упражнение помогло понять, как осуществлялся товарообмен. Учащиеся познакомились с номиналом денег и поупражнялись в расчетах купюрами и монетами разного достоинства. В заключение рассчитали финансовый план: сколько нужно откладывать денег в год, чтобы приобрести товар своей мечты.
   В библиотеке № 11 дети также в игровой форме знакомились с терминами «экономика», «финансы», «наличный и безналичный расчет», «семейный бюджет», «расходы и доходы». Ребята нарисовали свою мечту, на которую они хотят накопить.
   В библиотеке № 12 прошла игра «Деньги счет любят». Дети набирали баллы, отвечая на вопросы, совершали математические действия, решали финансовые задачи на примере жизненных ситуаций.
   В библиотеке № 14 для учащихся начальных классов школ №№ 56 и 72 проведена деловая игра «Путешествие в магазин». Откуда к нам пришло это слово? Чем обычный магазин отличается от гипермаркета? Ребята смогли ответить на эти вопросы и назвать виды торговых точек. Но покупок не бывает без денег. Благодаря видеоролику «Как устроены наличные деньги» учащиеся познакомились с информацией об истории денежных знаков, узнали, чем отличается аверс от реверса, как узнать подлинность бумажных купюр и почему монеты круглые? В ходе игры ребята научились выбирать товары, не выходя за пределы бюджета, разобрали ситуации: можно ли фотографировать в магазине или заходить с животными, как поступить, если уронил и нечаянно испортил товар. Сошлись во мнении, что овладение экономическими знаниями и грамотное отношение к собственным деньгам с детства способствует финансовому благополучию в будущем.
   В библиотеке № 15 шестиклассникам тоже предложили «Свою игру» с 6-ю блоками вопросов от простого к сложному. Ребята вспоминали финансовую и экономическую терминологию, сопоставляли страну и денежные единицы, думали, как правильно сдать ненадлежащего качества товар и т.п.

18 библиотека 2.jpg

   Ребята начальных классов школ №№ 80 и 81 побывали на обучающей беседе «Путешествие в мир финансов»в библиотеке № 16. Школьникам показали, как выглядели старинные монеты: гривенник, рубль, копейка, деньга, полушка. Дети узнали, когда появились бумажные деньги, с ними поговорили о пластиковых карточках и банкоматах. Вместе вспомнили пословицы и поговорки о деньгах. Ребята из школьного лагеря дневного пребывания побывали в школе сбережений «Дружи с финансами». Их также познакомили с основными финансовыми понятиями, историей денег.   
   Ребятам было интересно узнать, что Петр I ввел систему единых русских денег. Дети активно обсуждали, стоит ли копить деньги или лучше их тратить, какие преимущества дает накопление, из чего складывается семейный бюджет, как разумно тратить карманные деньги. Знания закрепили на практике в игровой форме,например, разгадывали «шифровки» старинных русских денег.
   В библиотеке № 18 прошел мастер-класс по изготовлению копилки. Ребятам рассказали о секретах сохранения и приумножения денег: если бережно к ним относиться, не тратить понапрасну, можно накопить на осуществление своей мечты. Дети познакомились с историей денег, узнали о современных способах расчета. Ребята с увлечением рассматривали банкноты разных стран, деньги нашей страны с 1898 года до настоящего времени, а также коллекционные монеты, выпущенные к различным памятным датам. Затем приступили к работе: клеили из картона коробочки-копилки и украшали их разноцветными бумажными монетами и банкнотами. И хотя наборы деталей у ребят были одинаковые, копилки получились разными.
   Отдел правовой, электронной информации и сервиса провел онлайн-лекцию «Инфляция: что это такое и от чего она зависит». Основной темой стала инфляция: её природа, причины, а также влияние на экономическую жизнь. Занятие началось с определений. Далее выяснили, что влияние инфляции на экономическую жизнь огромно и неизбежно. Определили, какие уровни инфляции бывают в разных странах и какой уровень был бы приемлем для нас. В основной части раскрыли неоднозначное влияние роста цен на экономический климат. Оказывается, невозможно заморозить цены, избежав дефицита или иных перекосов рынка.
   Также подготовлена аннотированная подборка книг по финансовой грамотности из электронных библиотечных систем Лань и Znanium.com.В нее вошли книги для будущих инвесторов и психология инвестирования монография по финансовой грамотности, практикум по финансовым инструментам и пр.
   В рамках Всероссийской Недели финансовой грамотности для детей и молодежи в 2022 году 17 структурных подразделений тагильской библиотеки провели 38 мероприятий для 924 пользователей.


Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.