Фестиваль профессий
Фестиваль профессий 2023
«Взгляд в будущее» – под таким названием прошел цикл мероприятий в библиотеке № 1. Со своей работой семиклассников познакомили сотрудники экспертно-криминалистического отдела МУ МВД России «Нижнетагильское» подполковник полиции Николай Евграфов и майор полиции Наталья Мунасипова. Они рассказали о зарождении криминалистики, о знаменитых личностях, таких как Вильям Гершель – первооткрыватель феномена папиллярных узоров как средства идентификации личности, или Бертильон Альфонс – изобретатель системы распознавания (узнавания) преступников по антропометрическим данным. Познакомили с работой экспертов-дактилоскопистов, графологов, портретистов, показали, как с помощью специальных инструментов снимают отпечатки пальцев.
Сотрудники библиотеки № 3 провели для восьмиклассников квест-игру «Хобби. Призвание. Профессия». Ребят познакомили с некоторыми профессиями и предложили попробовать свои возможности: модельеры из куска ткани создавали необычные наряды, кондитеры – лепили кексы, визажисты – наносили цветной макияж, художники расписывали подносы, аниматоры показывали свои умения в игре «Крокодил». Участники пришли к мысли, что любое хобби может стать профессией и приносить доход.
О том, что «Все профессии нужны - все профессии важны», вместе с девятиклассниками размышляли в библиотеке № 4. Школьникам рассказали о новых, появляющихся профессиях: «нанотехнолог», «оператор кросс-логистики», «электрозаправщик», «медиапленнер», «бренд- менеджер». Подробнее познакомили с книгой М. В. Горбунова, Е. В. Кирилюк «333 современные профессии и специальности» и предложили пройти опрос, разработанный Дж. Холландом.
На мероприятии «Библиотекарь в ногу с веком» в библиотеке № 5 рассказали и показали, чем же занимается и что умеет современный библиотекарь. Многие думают, что профессия эта скучная, но зато есть много времени, чтобы прочитать все книги, а выдавать их может любой. Все эти мифы были развеяны в ходе встречи. Также школьникам рассказали, в каких учебных заведениях можно получить профессию.
В библиотеке № 11 с профессией знакомили на примере Российской государственной библиотеки: в формате видеоэкскурсии «прошлись» по закрытым фондам, в которые редко пускают читателей, показали рабочее место специалиста, документы, с которыми он работает.
В ходе игры «Все профессии важны, все профессии нужны» в библиотеке № 6 ребята отгадывали загадки, определяли профессию по описанию и изображению. Из книг Н. Борисовой «Про профессии» и О. Колпаковой «Секреты профессий» юные читатели узнали, как менялись профессии на протяжении веков, какие из них были почетны в древности, какие уважаемы и востребованы сейчас. Читали отрывок из книги Э. Успенского «25 профессий Маши Филипенко» и рассуждали о плюсах и минусах таких специальностей как педагог, актер, врач.
Главным героем тематической игры для дошкольников «Много профессий хороших и разных» стал Незнайка. Вместе с малышами он отгадывал загадки, показывал жестами и мимикой представителей таких профессий, как музыкант, дворник, пожарный, парикмахер, врач, узнавал, какими качествами должны обладать эти люди.
Часто проводя время за чтением, ребята не представляют, какое количество специалистов связано с издательством книги. Благодаря циклу мастер-классов: «От глиняной таблички к печатной страничке», «Редакторская сокровищница», «Приходит волшебник в гости к детям», – сотрудникам библиотеки удалось познакомить их с деятельностью писателя, редактора, корректора, печатника. Ребята учились сочинять сказки и с
производство книги – работа многих людей, поэтому обещали бережно с ней обращаться.
Популяризации профессии археолога и палеонтолога была посвящена лаборатория «По следам динозавров», где юные исследователи изучали научно-популярные издания об этих удивительных животных, в том числе книгу Френсиса Дьёлафэ «Археология. Справочник для путешествующих во времени». Ребята провели импровизированные палеонтологические раскопки и стали участниками игры «По следам пропавшей экспедиции» по поиску места обитания драконов.
Профессиональный мастер-класс «Делюсь опытом» провели для старшеклассников в библиотеке № 8. На встречу пригласили преподавателей и студентов Нижнетагильского техникума металлообрабатывающих производств и сервиса, которые рассказали об учебном заведении. Школьники узнали о специальностях: «Монтаж и техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования», «Управление качеством продукции и услуг», «Технология машиностроения», «Техническая эксплуатация и обслуживание электротехнического оборудования», «Технологии индустрии красоты», – и поучаствовали в различных мастер-классах: измеряли детали с помощью штангенциркуля, собирали электрическую цепь, сопоставляли деталь с чертежом и т.д.
Актуальный разговор «Билет в будущее» состоялся в библиотеке № 9. С участниками говорили о том, как динамичен, многообразен и изменчив рынок труда, как в нем появляются новые профессии и исчезают старые. Школьники активно обсуждали модные, забытые, отважные, редкие и, конечно же, профессии, которые будут нужны всегда. Мероприятие завершилось игрой «угадай профессию».
Чем занимаются представители таких профессий как пожарный, воспитатель, портной, археолог, инженер обсуждали в библиотеке № 10. Отгадывали загадки, играли в игру «найди лишнее», смотрели видеосюжеты о разных видах деятельности.
В библиотеку № 14 на встречу с восьмиклассниками школы № 49 пришли сотрудники Городской больницы № 4: Юлия Степанова, старшая медицинская сестра отделения реанимации и анестезиологии, Татьяна Красильникова, медицинская сестра-анестезист, Мария Демидова старшая операционная медицинская сестра. Гости рассказали о своей профессии, познакомили с понятиями «реанимация» и «анестезиология», продемонстрировали операционное оборудование. Ребята смогли попрактиковаться в надевании операционного костюма, обучиться навыку накладывания швов, использования медицинских зажимов, пинцетов, ножниц и пр. В библиотеке для ребят оформили выставку «Выбери свой успех».
Литературную викторину «Профессии любимых героев» провели в библиотеке № 16. Школьники с удовольствием вспоминали, кто по профессии были Джузеппе, Печкин, Тюбик, дядя Степа и другие сказочные персонажи, охотно делились мыслями о том, кем сами хотят быть, когда вырастут. Погрузить подростков в мир специальностей решили на профориентационном часе «Все работы хороши», рассказав на какие группы (в зависимости от предмета труда) делятся профессии, чем отличаются такие понятия, как «профессия», «специальность», «должность». По окончании мероприятия ребята пришли к выводу, что каждый человек должен иметь профессию и к этому нужно готовиться осознанно.
В библиотеке № 18 состоялась встреча старшеклассников с начальником отдела профориентационной работы Нижнетагильского технологического института (филиал) Уральского федерального университета Юрием Шляпниковым. НТИ (филиал) УРФУ является крупным научно-образовательным центром Среднего Урала. Здесь готовят металлургов, машиностроителей, строителей, экономистов, специалистов по автоматизации и технической эксплуатации оборудования. На встрече гость рассказывал об образовательных программах, направленных на качественную подготовку учащихся к ЕГЭ и успешному поступлению в вуз, которые реализуется на базе института совместно с ведущими специалистами ЕВРАЗа. А также ребята узнали о правилах приема, специальностях, сроках обучения.
Отдел правовой электронной информации и сервиса для беседы с восьмиклассниками пригласил тагильского дизайнера Карину Несветайло, создательницу собственного бренда аксессуаров и одежды «SAY BRAND». Карина рассказала, как она начала работать, поделилась нюансами ведения своего бизнеса, затронула вопросы взаимодействия с крупными производствами, поделилась способами привлечения заказчиков. Участникам встречи рассказали о мерах государственной, областной и муниципальной поддержки, на которые могут рассчитывать начинающие предприниматели. Оказалось, что, не смотря на юный возраст, некоторые ребята уже делают свои первые шаги в создании собственного дела.
На встречу «Профессий много, найди свою» отдел специализированной литературы пригласил специалиста по вопросам профориентации Свердловского областного медицинского колледжа и ведущего профконсультанта из городского Центра занятости. Ребятам продемонстрировали презентацию о специальностях медколледжа, рассказали об условиях поступления, предложили раздаточный информационный материал. Под чутким руководством студентов медколледжа, продемонстрировавших такие профессиональные навыки, как наложение повязки на голову и внутримышечные инъекции, старшеклассники смогли применить полученные знания на практике. Специалист Центра занятости говорил с ребятами о важности выбора будущей профессии и провел тестирование.
Подобные мероприятия помогают ребятам не только расширить свои представления о мире профессий, но и определиться с будущей специальностью.
Фестиваль профессий 2022
Цель акции – напомнить участникам о редких, уходящих профессиях, познакомить с новыми, поговорить о том, что будет востребовано в будущем, рассказать об учебных заведениях нашего города.
Библиотека № 2 провела для старшеклассников игру «Формула профессий». Она создана на основе «Атласа новых профессий 3.0». Ребята сами выбирали интересующие их направления, в разных классах акценты расставлялись по-своему: одним была больше интересна медицина, другим – журналистика. Школьники на конкретных жизненных ситуациях прогнозировали, какие профессии по выбранному направлению появятся в будущем, составляли алгоритм решения проблемы, и все вместе обсуждали его состоятельность.
Творческие проекты школы будущего составляли ребята, «употребив» профкоктейль «Что век грядущий нам готовит?». Первым делом проходили тест на самоопределение по методике Е.А. Климова. Затем каждая команда получала соответствующее задание. Первая – учителя будущего – придумывали новый способ общения с учениками, новые формы уроков. Вторая – техники – искали безопасные способы доставить ребенка в школу, а также защитные механизмы на случай различных опасных ситуаций. Третья изображала саму школу. Команда «знатаков» разрабатывала мобильное приложение для школьников и родителей. А команда «природы» отвечала за экологичность и самообеспечение школы.
После презентации проектов шло обсуждение и знакомство с книгой «Атлас новых профессий», где уже спрогнозировано появление новых специалистов.
В библиотеке № 3 семиклассники в ходе познавательно-игровой программы «Моё хобби – моя профессия» примеряли на себя разные профессии: парикмахера, фотографа, медика, протезиста. Став на время кондитерами, с удовольствием попробовали сладкую вату собственного производства.
Специалисты библиотеки № 4 подготовили онлайн-памятку «Путь в профессию», а также провели беседу-размышление «В мире профессий» для девятиклассников. Школьникам рассказали, что при выборе профессии следует учитывать возможности здоровья, характер и темперамент и многое другое. Формула удачного выбора профессии: совмещение желания, возможности и необходимости. Узнали участники встречи о новых профессиях в России: бренд-менеджер, копирайтер, хедхантер, лайф-коучер, веб-мастер, байер. Ребята рассказали о профессиях своих близких и поделились своими мечтами. Книжная выставка «Кем быть?» дополнила полученную информацию.
«Учись учиться» – под таким названием состоялось мероприятие для четвероклассников в библиотеке № 5. Школьников спросили, кем они хотят быть, когда вырастут. Оказалось, многие ребята твердо намерены стать поварами и кондитерами, другие хотят связать свою жизнь с медициной. Нашлись в классе и будущий начальник, депутат и даже президент. Сошлись во мнении, что быть хорошим руководителем совсем не просто: нужно уметь общаться с разными людьми и принимать ответственные решения. Говорили о пользе труда, вспомнили пословицы и поговорки, связанные с этим понятием. Учеба в школе – это тоже большой труд, и ребята пришли к выводу, что от их отношения к учебе сегодня во многом зависит будущее.
«Калейдоскоп профессий» закрутился и для дошкольников. Малыши задались вопросами: зачем родители ходят на работу, для чего нужно зарабатывать деньги. Вместе весело сыграли в «Угадай профессию», познакомились с доктором Айболитом Корнея Чуковского и оказали помощь бедному зайке, по страницам книги Зденека Милера «Кротик и штанишки» узнали сложный и длительный процесс изготовления «штанишек с большими карманами». С профессиями палеонтолога, археолога, ученого помог познакомиться журнал «Фиксики», а с «Живой книгой» Тюлле играли в фокусников.
Информ-дайджест «Работа за рубежом» предложила школьникам, изучающим немецкий язык, библиотека № 6. Детям рассказали о программах обмена социокультурным опытом, действующих в Германии: «Добровольный социальный год», «Помощь по дому», «Федеральная волонтерская служба».
Для дошкольников провели тематическую игру «Много профессий хороших и разных». С экрана детей приветствовал Незнайка, который попросил помочь ему в выборе будущей профессии. Участникам рассказали о профессиях врача, кондитера, строителя, летчика, стюардессы и т.д. Затем поиграли в «Изобрази профессию», порассуждали о профессиональных навыках сказочных героев. В конце мероприятия на экране появился Незнайка с огромным тортом в руках, видимо, решил стать кондитером.
Для студентов Нижнетагильского государственно-педагогического колледжа прошла дискуссия «Взгляд в будущее». Говорили о профессиях, востребованных в современном мире: таргетолог, SMM-менеджер и личный event-менеджер. Участникам предложили изучить соответствующую литературу.
В библиотеке 7 подготовили квест «Пусть меня научат». По легенде в городе Мастеров случилось чрезвычайное происшествие – исчезли все часы, нарушился распорядок работы мастерских. Участники не только искали пропажу, но и знакомились с различными профессиями: библиотекаря, редактора, научного сотрудника, художника, повара и др.
Библиотека № 8 пригласила на час профориентации «Зову в свою профессию» девятиклассников и представителей нижнетагильского педагогического колледжа № 2. Школьникам рассказали о колледже, специальностях, которые можно получить в данном учебном заведении, правилах приёма. Студенты каждого из направлений представили более подробную информацию. Из выступления студентов отделения «Операционная деятельность в логистике» ребята узнали, что такое логистика, чем занимается логист, где впоследствии можно работать, получив данную профессию. Студенты «Специального дошкольного образования» показали, как они используют при практических занятиях с детьми робот-бот «Пчёлку» и кинетический песок. Будущие учителя физкультуры провели небольшую физическую разминку. Рассказ о профессии педагога дополнительного образования также сопровождался небольшим практическим занятием: ребятам предложили при помощи мнемосхемы разучить танцевальные движения.
На встрече «Знакомьтесь – профессия!» заведующая аптекой «Живика» Светлана Суклетина познакомила старшеклассников с профессией фармацевт. Она рассказала об истории появления фармации, о том, как появились первые аптеки, чем отличается фармацевт от провизора. Положительные стороны профессии: хороший карьерный рост, высокий спрос на рынке труда, труд в комфортных условиях, хорошая заработная плата, возможность применять навыки в повседневной жизни. Особый интерес ребята проявили к вопросу получения образования.
На встрече в библиотеке № 9 с учащимися 8 класса говорили о наиболее популярных и самых редких профессиях, о том, какие из них востребованы в нашем городе, и где их можно получить. В ходе деловой игры «Моя профессия» старшеклассники выбирали и защищали профессии: сварщика, сапера, тренера, адвоката, кондитера. Полезную информацию можно было почерпнуть из книг и журналов, представленных на выставке «Выбирай на вкус», а также рекомендательного списка литературы «Вам, вступающие в жизнь».
Библиотека № 11 провела для первоклассников громкое чтение «Научись ремеслу», в ходе которого дети познакомились с одноимённой грузинской сказкой, с помощью «волшебного мешочка с инструментами» вспомнили современные профессии. С ребятами обсудили, зачем человеку профессия и знания.
Для четвероклассников прошел час информации «Новое время – новые профессии». Участники познакомились с фрагментами третьей версии «Атласа новых профессий», где в форме коротких историй рассказывается о возможных профессиях ближайшего будущего. Дети пытались предположить, какие трансформации могут ожидать в будущем профессии лингвиста и архитектора, сферы строительства, сельского хозяйства и переработки старых вещей.
Библиотека № 14 провела слайд-игру «Профразбор» для учащихся 6-х классов. Ребята познакомились с известной формулой выбора «хочу-могу-надо» и попытались сформулировать, что такое «идеальная профессия», в чем разница между популярными профессиями и спросом. Далее составляли список наиболее высокооплачиваемых специальностей и профессий Среднего Урала в 2021 году, решали задачи, используя нестандартное мышление, а также приняли участие в психологическом тесте для подростков «Как выбрать профессию?».
В библиотеке № 16 для школьников провели игру «Калейдоскоп профессий». В игровой форме дети попробовали себя в разных видах деятельности, участвовали в конкурсах «Настоящий Айболит», «Черный ящик», «Бюро находок», узнали, какими качествами должен обладать повар, парикмахер, учитель, врач или строитель. По-новому анализировали сказки в литературной викторине «Профессии любимых героев».
Библиотека № 18 организовала для старшеклассников встречу со специалистом Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения инженером-конструктором Дмитрием Колмаковым. Он рассказал ребятам о роли предприятия в жизни города и страны, познакомил с продукцией (экскаваторы, погрузчики, специальная военная техника), которая создавалась и создается в настоящее время. Фильм, вышедший в 2021 году к 80-летию предприятия, помог участникам встречи более детально познакомиться с работой и жизнью коллектива КБ. Библиотека получила от Дмитрия Колмакова в подарок его книги.
Отдел правовой, электронной информации и сервиса ЦБ провел занятие в детской мульстудии для подопечных ГАУ СРЦН Ленинского района города Нижний Тагил. Ребятам рассказали о профессиях людей, которые создают мультфильмы, и предложили снять мульт-этюд на настоящем мультстанке.
Фестиваль профессий - 2021
В библиотеке № 1 воспитанникам реабилитационного центра «Улыбка» рассказали о профессиях детского сада: повара, дворника, музыкального работника, логопеда, врача и, конечно, воспитателя. Ребята примерили эти специальности на себя: «варили борщ», выбирая продукты, из которых он готовится. Из представленных инструментов угадывали те, которыми пользуется в своей работе доктор. С помощью скороговорок развивали речь. А в конце малыши с удовольствием нарисовали портреты своих воспитателей.
В библиотеке № 2 провели профориентационную игру, разработанную с помощью книги «Атлас новых профессий 3.0». Участникам предлагалось выбрать три направления, которые наиболее интересны данной аудитории. В каждом классе это были различные области знаний: от медицины до средств массовой информации. Вместе с учащимися определяли задачу, то есть конкретную жизненную ситуацию, которую нужно решить новым специалистам, с учетом развитых технологий. Каждой команде выдавались карточки с описанием профессии будущего. Школьники составляли алгоритм решения проблемы и прорабатывали задачи и действия каждого специалиста. Команда озвучивала свое решение, а класс обсуждал его состоятельность.
На встрече «Сам себе начальник» со студентами говорили о фрилансе. Познакомились с термином, определили сферы деятельности современного фриланса. Далее слово предоставили Марии Исаевой –фрилансеру, хозяйке парикмахерской студии. Она рассказала о тонкостях работы на себя, ответила на вопросы. Участников интересовало, где взять начальный капитал на создание своего дела, какие документы потребуются, нужна ли медицинская книжка, стоит ли брать кредиты на начальном этапе. Много вопросов было связано с выстраиванием взаимоотношений с клиентами: «Как быть, если клиенту не понравился результат?» или «Как выстраивать доверительные отношения, не работая себе в ущерб, если клиент – хороший знакомый?». Гостья приготовила сюрприз для участников, рассказав, что ищет ассистента, которому впоследствии поможет открыть свое дело.
На встречу с молодежью старше 18 «Блогинг – работа или развлечение?» пригласили блогера Стаса Соболева. Стас – автор youtube-канала UglyJoke, делает кинообзоры. Беседа прошла в формате публичного интервью в специально оборудованной зоне в читальном зале. Отвечая на вопросы, гость рассказал о старте своей карьеры, отметил плюсы и минусы своей профессии. Все желающие смогли лично пообщаться со Стасом и получить от него советы по ведению блога.
В библиотеке № 3 организовали слайд-рассказ «Хобби и призвание». Речь шла о связи между увлечением и профессией. Ребят познакомили с профессиями фотограф, художник, программист. Рассказали, что любовь к рисованию дает возможность стать аниматором, графическим дизайнером, ландшафтным дизайнером и др. Компьютерные игры могут привести к профессиям режиссер, сценарист, программист. Старшеклассники ответили на вопросы анкеты профессиональных предпочтений Холланда. В ходе квест-игры «Ярмарка профессий» у школьников была возможность побывать в роли актеров, музыкантов, ученых. Ребята узнали, какая профессия подходит им по гороскопу, проверили свои знания в разных областях.
В библиотеке № 4 для старшеклассников проведено комплексное мероприятие «Выбор профессии – важное решение». Участникам рассказали, сколько всего существует профессий, как ориентироваться в них, какие востребованы в нашем промышленном городе. Старшеклассники поучаствовали в тренинге «Рука судьбы». Используя геометрические фигуры, молодым людям необходимо было нарисовать человечка, состоящего из 10 элементов. Ключ к тесту помог задуматься о своих возможностях, способностях иразвитии.
Какие профессии представляют сказочные герои детских книг узнали читатели библиотеки № 5, приняв участие в игре «Профессий вереница на книжных страницах». Дети познакомились с почтальоном Печкиным Эдуарда Успенского, с домоправительницей (домработницей) фрекен Бок Астрид Линдгрен, доктором Айболитом Корнея Чуковского, милиционером дядей Степой Сергея Михалкова и др.
Для младших школьников состоялось знакомство с книгой «1000 профессий», энциклопедией для детей «Выбор профессий» и журналом «Клепа». Ребята узнали о старинных профессиях, которые исчезли и сегодня встречаются крайне редко, особый интерес вызвал разговор об опасных и редких профессиях. Удивительным оказался тот факт, что существует специалист – переворачиватель пингвинов. Дети вспомнили профессии сказочных героев, и с удовольствием рассказали о специальностях своих родителей. Малыши делились своими планами на будущее, называя профессии: ветеринар, повар, учитель, воспитатель, кондитер, дизайнер, художник, музыкант, врач, парикмахер, зубной врач (девочки) и водитель, полицейский, бизнесмен, футболист, директор, ученый (мальчики).
В библиотеке № 6 для учеников младших классов прошла тематическая игра «Много профессий хороших и разных». С экрана детей встречал Незнайка, который не знал, кем ему стать после окончания школы, поэтому попросил ребят помочь в выборе будущей профессии. Ребята отгадывали загадки, показывали жестами и мимикой представителей разных профессий, шутили о профессиональных навыках сказочных героев. В конце мероприятия на экране появился Незнайка с огромным тортом в руках. Дети пришли к выводу, что он решил стать кондитером.
Для молодежи прошел интенсив «FutureSkills», состоявший из 2 блоков: теоретического и практического. С участниками мероприятия обсудили классификацию навыков человека: контекстные, кроссконтекстные и экзистенциальные. Также поговорили о положительном и негативном опыте системы профориентации в мире и в РФ, видах документов и виртуальных ресурсов для самостоятельной работы. В практической части участникам предложили составить список навыков, которые потребуются им при продвижении по карьерной лестнице. Самыми популярными стали: тайм-менеджмент, эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость и управление проектами.
В библиотеке № 7 старшеклассники приняли участие в интеллектуальной игре «В мире профессий». Как правило, подростки имеют представление о своей дальнейшей деятельности.В ходе встречи им предложили определить личные качества и умения, необходимые в выбранной профессии, в соответствии с классификацией профессора Е.А.Климова: Человек – техника, Человек - знаковая система и т.д.Также молодые люди пытались объяснить, чем занимаются представители новых профессий – трейдер, мерчендайзер, копирайтер и т.п. В процессе игры участники расширили свои знания о мире профессий, показали умение работать в команде и попробовали себя в разных видах деятельности.
Час информации «Выбор профессии – просто и сложно» проводился для учащихся 9-х классов в библиотеке № 8. Вместе со школьниками разобрались с понятиями «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Интересной дискуссией закончилось задание, в котором требовалось составить списки самых модных, самых забытых, самых нужных и самых отважных профессий. Ребята прошли тестирование и узнали о том, что выбирать будущую профессию нужно, исходя из личных склонностей и потребностей на рынке труда.
Урок-навигация «Выбери себе дорогу» прошел в библиотеке № 9. Учащимися 8 класса 61 школы познакомили с основными профессиональными учебными заведениями Вагонки. Специалисты Педколледжа №2 Марина Ступникова и Машиностроительного техникума Евгения Жукова познакомили ребят с условиями поступления, а также с образовательной и внеурочной программой техникумов, рассказали о специальностях, по которым готовят учащихся и об условиях проживания иногородних студентов, режиме питания и получения стипендий. В игровой пятиминутке школьник собирали пазлы и рассказывали о профессии человека, изображенного на картинке, продемонстрировав неплохие представления о рабочих профессиях сварщика, электрика, инженера, механика-танкиста.
В библиотеке № 10 учащиеся младших классов в игре «Все профессии нужны» разгадывали загадки; вспоминали, кем работают Дядя Степа, Мэри Поппинс, Фрекен Бок;определяли профессию по относящимся к ней предметам. В игре-путешествии «Чем пахнут ремесла» школьники, разделившись на две команды, отправилась по станциям: «О профессиях в загадках», «Бюро находок», «Музыкальная» и т.д. В заключение познакомились с литературой, рассказывающей о различных профессиях. Для ребят из пришкольного лагеря школы №77 прошла встреча«Мой жизненный путь» с человеком интересной профессии художником-бутафором из Нижнетагильского Нового Молодежного театра Натальей Юрьевной Зарубиной. Она рассказала ребятам, что с детства любила рисовать. После школы пошла учиться в Нижнетагильское художественное училище, получила специальность «художник по росписи металлических поверхностей». Позднее стала преподавать в родном училище. Судьба привела ее в Нижнетагильский Молодежный театр, где она обучилась профессии художник-бутафор. Наталья Юрьевна рассказала, из чего делается реквизит и бутафория, как создаются декорации, для чего это нужно.Показала эскизы декораций спектакля «Морожены сказки» и фрагмент видеозаписи самого спектакля, чтобы дети имели представление о том, какой путь проходят декорации от эскиза до сцены.
Ролевая игра «Биржа труда» прошла для учащихся 4 класса в библиотеке № 11. Участникам был предложен для обсуждения отрывок из книги Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» с точки зрения роли человека и машин в производственном процессе. Затем в качестве специалистов «Службы занятости населения» дети знакомились с резюме сказочных героев и подбирали для них вакансии. Беседа «Высшее образование» проведена для учащихся старших классов. Темой разговора стали профессии, для получения которых необходимо высшее образование. Участникам рассказали о высших учебных заведениях нашего города и областного центра, каких специалистов они готовят. Старшеклассники учились находить информацию на сайтах вузов.
В библиотеке № 12 с учащимися говорили о профессии, которая кормит во всех смыслах, это профессия повар. Ребята узнали ее историю и проследили развитие с древней Руси до наших дней. Перечислили, какими качествами должен обладать повар, вспомнили названия русских традиционных блюд. Еще одна встреча прошла с заведующей швейным цехом Дворца национальных культур Натальей Созиновой. Гостья показала детям, как своими руками сделать миниатюрную шляпку-брошь.
В библиотеке № 13 подготовили путеводитель по профессиям. Мероприятие прошло в игровой форме. Участники распределились по командам и выбрали профессии, учитывая личные качества и предпочтения. Нужно было пройти испытания: ветеринару быстро найти в таблице слова, связанные с профессией (осмотр, уход, ветеринар, животное и т.д.); экскурсоводу – определить памятник по его части; шифровальщику – расшифровать фразу; фотограф – найти отличия в снимках. В конце определялась самая успешная команда и лучший участник.
В библиотеке № 14 школьников отправили в «Путешествие по городу профессий». Они узнали о необычных профессиях и их особенностях, а также о новых дистанционных специальностях, которые появились в век информационных технологий. Заинтересовала ребят информацияо профессиях, которые наиболее востребованы и высокооплачиваемы на рынке труда Нижнего Тагила. С удовольствием дети приняли участие в онлайн-викторине о самых необычных профессиях: слушатель пармезана, смотритель острова, дегустатор кормов для животных и др. Психогеометрический тест СьюзанДеллингер позволил ребятам лучше понять себя, свои предпочтения и соотнести их с выбором профессии.
В библиотеке № 15 дети рассуждали о многообразии профессий, о возможности в современном мире реализовать свои стремления и воплотить мечты. Вспомнили исчезнувшие профессии, узнали, какие специальности, по мнению ученых, станут наиболее востребованными в течение десяти ближайших лет. Поиграли в коллективные игры «Кто есть кто» и «Ассоциации». Подростки рассказали, какую профессию каждый из них хотел бы выбрать в будущем и почему.
В библиотеке № 16 провели профориентационный час «Все работы хороши».Учащихся познакомили с разнообразием существующих профессий, объяснили, чем отличаются понятия «профессия», «специальность», «должность». «Профессии любимых героев» – так называлась литературная викторина для младших школьников, в основу которой легли всем известные сказочные истории.
Библиотека № 18 для учащихся 9, 10-х классов школ№№ 40, 69 и 100 организовала встречу с Заслуженным артистом Российской Федерации Владимиром Давыдовичем Вейде. Он рассказал будущим выпускникам о профессиях артист театра и театральный режиссер. Ребята узнали, как проходят экзамены в театральные вузы, какие испытания ждут при поступлении и учебе будущих артистов. Затем гость провел небольшой мастер-класс по сценической речи. Ребятам было предложено проявить свои актерские способности, прочитав басню И. Крылова «Стрекоза и муравей» от лица самих героев. Заслуженный артист читал стихи известных поэтов и дал школьникам советы по выбору будущей профессии.
Отдел правовой, электронной информации и сервиса центральной библиотеки провел мастер-класс для старших школьников – будущих абитуриентов. Кто-то уже решил, какую профессию выберет, а кто-то ещё в поиске призвания пришел на встречу познакомиться с процессом создания мультфильмов. Руководитель мультстудии Елена Савинцева рассказала о различных техниках, в которых снимают анимацию и подробно раскрыла этапы создания мультфильма. От теории ребята перешли к практике и анимировали на занятии весенних эльфов и фей.
Еще один мастер-класс проведен для студентов педагогического института, будущих психологов. Их заинтересовало такое арт-терапевтическое направление, как мульттерапия. Занятия в студии «Колибри» всегда построены так, что сначала идет анализ, а потом один из этапов создания мультфильма. У детей снижается тревожность, улучшается настроение, повышается самооценка, уверенность в себе, развиваются коммуникативные качества. С 2016 года дети с ОВЗ создают в студии мультфильмы, затем с гордостью демонстрируя их другим детям, родителям, педагогам. Студентам также показали мультфильмы, провели детальный анализ и погрузили в практику создания мультфильма из пластелина.
Отдел специализированной литературы организовал для старшеклассников ряд мероприятий по профориентации. Учащиеся 9-х и 11-х классов встречались со специалистами горно-металлургического колледжа и педагогического института. Ребята посмотрели фильм об учебном заведении, о новых специальностях и направлениях старейшего в городе колледжа, о студенческой жизни. Участники встречи узнали что в педагогическом институте есть свой спортклуб, который организует участие в соревнованиях разного уровня, интерес вызвала информация о сообществе волонтеров «От сердца к сердцу» и о работе студенческих отрядов, – их в институте четыре. Девятиклассникам рассказали про студенческий профком горно-металлургического колледжа, объединение добровольцев и региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia). Подробно рассмотрели специальности и профессии учебных заведений.
Психолог Городского дворца детского и юношеского творчества провела для участников тестирование, чтобы помочь старшеклассникам определиться с будущей профессией. Специалисты библиотеки подготовили книги по профориентации, такие как: А. Г. Грецов «Выбираем профессию», Е. А. Климов «Психология профессионального самоопределения», Е. Ю. Пряжникова «Профориентация», «Психологическое сопровождение выбора профессии» и другие. В ходе общения специалисты ответили на вопросы старшеклассников. Стоит отметить, что такие встречи в рамках ежегодного фестиваля профессий в центральной городской библиотеке пользуются большим успехом.
Фестиваль профессий - 2020
Во всех библиотеках города в течение мартовской недели проходили мероприятия на профориентационную тему – игры, конкурсы, лекции, встречи с интересными людьми, призванные помочь подрастающему поколению в выборе жизненного пути.
В рамках мероприятий Фестиваля сотрудники библиотеки информируют молодежь об интересных и нужных профессиях, предлагают обсудить их будущее и перспективы различных специальностей, узнать об учебных заведениях города и страны. По прогнозам специалистов до 2030 года появятся 186 новых профессий, и исчезнут 57. Это связано с развитием новых технологий, материалов и инструментов. Все это важно знать, потому что если сегодня выбрать устаревшую профессию, то после окончания учебного заведения специалист рискует остаться невостребованным.
В библиотеке № 1 четвероклассники гимназии № 18 прошли командный квест «В библиотеку за профессией», а десятиклассники школы № 58 встретились с Александром Мешковым – журналистом, оператором, ведущим Тагил-ТВ, преподавателем школы кино и телевидения ШКИТ.
Участники квеста прошли пять этапов, на каждом из которых выполняли определенные задания, например, без слов изобразить различные профессии, разгадать задания кроссворда, назвать как можно больше профессий на определенную букву. В конце игры команды создали проекты о профессиях в форме коллажа. По итогам встречи ребята сделали выводы о том, что профессий много, но задумываться о выборе необходимо уже сейчас.
На встрече с Александром Мешковым говорили о том, что зачастую профессию журналиста романтизируют, представляя человека, который много путешествует, легко пишет отличные тексты, большую часть времени посвящает общению с интересными людьми. На самом деле многое остается за кадром: ненормированный рабочий день; съемки с людьми, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию; необходимость быстро реагировать, если обстоятельства вдруг станут непредвиденными. Но все эти минусы вряд ли смутят человека, который горит своим делом. Гость предложил отгадать, что журналисты имеют в виду, когда говорят «бантик», «консервы» и «петля». А тем ребятам, кто уже утвердился в своем желании попробовать себя в этой профессии, он рассказал, какие конкретные шаги можно предпринять уже сейчас.
«Путешествие по профессиям» с таким названием прошла квест-игра для девятиклассников школы № 25 в библиотеке № 3. В ходе игры участники выполняли интересные и увлекательные задания, связанные с профессиями. По ключевым словам определяли к какой профессии они относятся, подбирали название профессии на каждую букву алфавита, узнавали профессии по пословицам и поговоркам и даже соединяли необычные названия профессий с определениями из словаря.
Встреча с инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы Арутюнян И. А., состоялась на мероприятии «Навигатор профессий» в библиотеке № 4. Приглашенный специалист рассказала о своей профессиональной деятельности: инспектирование организаций, работой со СМИ, профилактической работе со школьниками в случае пожароопасных ситуаций, назвала учебные заведения после окончания которых, можно стать инспектором. Ребята смогли задать интересующие их вопросы.
Для старшеклассников школы № 58 сотрудники библиотеки провели тест на профориентацию по методике академика Е. А. Климова. Ребята с увлечением прошли тест и внимательно отнеслись к полученным результатам. У кого-то личные предпочтения совпали с результатом, а кому-то еще предстоит определиться. В дальнейшей беседе обсуждали перспективные профессии в будущем: биофармаколог, биоинженер, биоинформатик, проектировщик умной среды, специалисты по робототехнике и кибербезопасности, специалист по альтернативной энергетике, инженер 3D печати, программист-разработчик, инженер-проектировщик, архитектор, дизайнер виртуальной реальности, а также нейропсихолог. Отметили тот факт, что профессии не всегда развиваются согласно прогнозам экспертов: как правило, появление новых профессий связано с возникновением технологий и инструментов, о которых еще неизвестно. В завершении встречи, ребята ознакомились с литературой на выставке «Все профессии нужны, все профессии важны».
В библиотеке №5 для пользователей старшего абонемента организовали профи-викторину «Парад профессий». В игровой форме ребята узнавали информацию о различных профессиях: вальвеолог, гринкипер, груммер, логист, маркшейдер, постижер, спичрайтер и др. А также получали ответы, чем занимаются люди этих профессий и где на них можно выучиться. Внимание участников привлекала и растяжка с разноцветными книжками, в каждой из которых было указано по три названия профессий. Они должны были сказать, чем занимается человек загаданной профессии. Были представлены: энциклопедия «Выбор профессии» издательского центра «Аванта», журналы «Детская энциклопедия «Я б в рабочие пошел…» и «Клёпа», рассказывающие об особенностях профессии юриста, искусствоведа, биолога, педагога, эколога, дизайнера, инженера, фермера, журналиста и т.д.
«Профессией горжусь!» - профориентационная встреча с Кириллом Владимировичем Шатохиным, старшим помощником Нижнетагильской транспортной прокуратуры состоялась в библиотеке № 7. Гость познакомил ребят с юридическим профессиями, рассказал какие качества и умения необходимы работникам прокуратуры, где и как можно получить юридическое образование. Особое внимание Кирилл Владимирович уделил вопросам подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, где учитывается не только уровень знаний, но и морально-этический облик поступающего, отсутствие у него проблем с законом. В ходе встречи ребята задавали вопросы и высказывали свое мнение на видение этой профессии в будущем.
На профориентационную встречу «Тур-вояж» для знакомства с профессией тур-агента пришла Любовь Антоновна Горбунова, представитель ООО «Центр туризма-НТ». Она рассказала о структуре системы туризма в стране, об особенностях внутреннего и зарубежного туризма. Участники мероприятия узнали о профессии экскурсовода и туроператора, о требованиях и личных качествах необходимых для успешной реализации в этой профессии.
Для девятиклассников школы № 36 в библиотеке № 8 провели мероприятие «Зову в свою профессию». На встречу с учащимися пришли преподаватели и студенты Нижнетагильского педагогического колледжа № 2. Они рассказали о специальностях, которые можно получить в данном учебном заведении: специальное дошкольное образование, педагогика дополнительного образования, физическая культура, операционная деятельность в логистике. С ребятами обсудили достоинства этих специальностей и возможности дальнейшего трудоустройства. Узнали школьники и о том, какой активной и насыщенной различными культурными и спортивными мероприятиями жизнью живут студенты педагогического колледжа. После информационной части старшеклассникам предложили поучаствовать в мастер-классах. Им представилась возможность поработать с кинетическим песком, попробовать составить программу действий для мини-робота Bee-Bot «Пчела», изготовить открытку в технике оригами. После завершения встречи желающие смогли ещё пообщаться с педагогами и задать им вопросы о специальностях, которые их заинтересовали.
Для старшеклассников школы № 8 и 61 работники библиотеки № 9 провели кластер-игру «Новому времени – новые профессии». Цель встречи – побудить учащихся задуматься о выборе жизненного пути и познакомить с тематической литературой из фонда библиотеки. Ребята познакомились с профессиями «риск-менеджер», «медиабайер», «онлайн-доктор», «сити-фермер», «проектировщик 3D-печати», «молекулярный диетолог», «игропедагог» и другими. Среди этих профессий есть отличные варианты, как для девушек, так и для юношей. Старшеклассники с интересом слушали, какие качества должен иметь человек для этих профессий, какое образование и где его можно получить.
Смогли попробовать себя старшеклассники и в роли библиотекарей: дополнили книжную выставку «Выбирай на вкус». В ходе командной игры, они вытягивали бумажки с заданной профессией - врач, летчик, учитель, моряк, - искали книги, рассказывающие о них. Формат кластер-игры позволил ребятам творчески осмыслить предложенную ведущими задачу – зашифровать - графически или вербально - и представить своим товарищам какую-либо профессию, рассказать об ее особенностях, достоинствах и требованиях, предъявляемых к соискателям. Старшеклассники выбрали специальности фотографа, строителя, спасателя, водителя трамвая, подчеркнув их важность и востребованность в обществе. Презентация прошла интересно и продуктивно.
Игровую программу «Всякому молодцу ремесло к лицу» провели для малышей МБДОУ №55 в библиотеке № 11.
Дети узнали, что же такое профессия и трудовая деятельность. Познакомились с историей возникновения различных профессий. Отгадывали загадки-обманки и играли в игру с мячиком «Кто что делает?». Для учащихся четвёртых классов школы № 21 сотрудники библиотеки организовали тематическую программу «Волшебство профессий». Начали с чтения и обсуждения сказок Лопатиной А.А. «Фея мастерства» и китайской народной сказки «Когда земля становится золотом». Школьники обсудили, какого человека называют Мастером, какие качества помогают людям добиваться успеха в своей профессии. Ребятам предложили игру, в ходе которой они размышляли, в каких профессиях используются аналоги волшебных предметов и суперспособностей из сказок и мультфильмов.
Слайд-беседа «Без права на ошибку. Профессии с риском для жизни» состоялась для воспитанников СП «Шахтёрский огонёк». На встрече говорили об опасных профессиях: лётчиков, моряков, водолазов, космонавтов, пожарных, каскадёров, шахтёров, военных, спасателей. Рассуждали о том, что общего у всех этих профессий, какими качествами должен обладать человек, выбравший данную профессию. Вспомнили известных людей этих профессий: В. Чкалов, В. Шарапов (лётчики); Ю. Гагарин, Г. Титов (космонавты); О. Федюра, Р. Солодков, А. Рожков (спасатели); И. Горошников, С. Солнечников (военные).
Встреча со специалистом медиком Каспер Д.В., провели для учащихся МБОУ СОШ№ 3 в библиотеке № 12. Гость рассказывала о профессии медицинской сестры-акушерки. Все вместе обсудили о том, как и когда лучше делать выбор профессии, чтобы потом не разочароваться в ней. Были даны практические советы тем, кто мечтает выбрать профессию медицинского работника.
Встреча «Радуга профессий: кинолог» в библиотеке № 13 началась с отгадывания загадок по профессиям и разговора о том, кем бы дети хотели стать в будущем. После прочтения стихотворения Тима Собакина «Будущая профессия» состоялось обсуждение о профессии кинолог: говорили о том, какими качествами должен обладать человек, какие служебные породы собак ценятся, и даже, какие бывают «собачьи» профессии. Ребята познакомились с кинологом из кинологического центра Нижнего Тагила Колотыгиной О.А. и ее собакой.
Командная игра «Много есть профессий разных» началась с разминки: ребята должны были угадать по описанию профессию (ветеринар, экскурсовод, шифровальщик, фотограф). Следующим этапом, учитывая личные качества и предпочтения, стало распределение команд по профессиям. Затем команды проходили различные испытания: ветеринар должен быстро найти в таблице слова, связанные с профессией (осмотр, уход, ветеринар, животное и т.д.); экскурсовод – определить памятник по его части; шифровальщик – расшифровать фразу; фотограф – найти отличия в фотографиях и т.д.. По итогам игры определили не только самую успешную команду, но и лучшего по профессии.
Встреча «Журналист: путь в профессию» состоялась с Вероникой Самойловой, лучшим молодым журналистом по итогам конкурса городских СМИ. Она поделилась секретами профессии, дала советы тем, кто хочет попробовать себя в журналистике. Рассказала смешные случаи из практики и историю проведения первого репортажа.
Проинформировать старшеклассников о том, какие профессии существуют, чем конкретно занимаются представители той или иной профессии решили в библиотеке № 18. Для учащихся десятых классов МАОУ СОШ № 40 и 69 организовали час общения со специалистами Федерального казенного предприятия «Нижнетагильский институт испытания металлов». Ведущий инженер предприятия Игорь Литус рассказал будущим выпускникам о важной роли предприятия в жизни города и страны в целом. Ребята с интересом посмотрели фильм, созданный к 80-летию предприятия, узнали о Центре научно-технического творчества молодежи для учащихся школ города на базе ФКП «НТИИМ». Здесь ребята могут получить начальные технические знания для получения инженерных специальностей в будущем. Анастасия Пучкова, ведущий инженер-испытатель познакомила ребят с видами вооружений, которые испытывают на полигоне предприятия. Ксения Аршук, заместитель начальника центра подготовки кадров ФКП «НТИИМ» рассказала о том, что на предприятии ведется целевой набор абитуриентов и представила информацию о высших учебных заведениях, которые готовят специалистов для предприятия по целевому набору.
В рамках фестиваля профессий отдел специализированной литературы пригласил старшеклассников на встречу со специалистом НТГПК им. Н. А. Демидова. Ребята посмотрели презентацию о специальностях колледжа им. Н. А. Демидова и получили информационный материал. Гость рассказала ребятам о студенческой жизни колледжа: проходящих спортивных мероприятиях и научных работах. Подобные встречи необходимы для профессионального самоопределения учащихся и помогают в определении дальнейшего профиля обучения.
На мастер-классы от отдела электронной правовой информации и сервиса в мультстудию «Колибри» пришли студенты-выпускники Нижнетагильского социально-педагогического института. Руководитель мультстудии Савинцева Е.А. рассказала о профессиях людей, которые работают в профессиональных студиях, какими знаниями и навыками они должны обладать, а также, где можно получить дополнительное образование данной специфики, раскрыла основные технологические этапы по созданию видеопродукта. В практической части встречи первая группа создала мультэтюд «Весенняя капель», а вторая – из крылатых фраз подготовила «Мультмикс». Студенты заинтересовались не только технологией создания мультфильмов, но и тем, как в дальнейшем использовать его в работе с детьми.