Дама в окружении «морских волков»
Недавно посмотрела фильм Станислава Говорухина «Пассажирка», поставленного по одноименному рассказу К. С. Станюковича.
Фильм мне понравился яркими декорациями и костюмами, плавностью незамысловатого сюжета, неторопливостью, чистотой в отношениях между мужчиной и женщиной, которые сегодня уже не встретишь, добрым юмором. Но закралось подозрение, что в авторский текст внесли изменения – сомнительной показалась постельная сцена Веры Сергеевны и мичмана Цветкова. И, действительно, после прочтения рассказа выяснилось, что даже такой маститый режиссёр, как Станислав Говорухин, не смог устоять перед духом времени: у Станюковича в рассказе нет никаких постельных сцен. Видимо, современному зрителю трудно себе представить, что молодая женщина, окруженная таким количеством мужчин, сможет, как говорили в старину, сберечь свою честь. Уже само понятие женской чести вышло из употребления.
В отзывах на фильм «Пассажирка» высказывалось мнение, что актриса Анна Горшкова плохо играет свою роль, пресно и скучно. Мне же показалось, что актриса неплохо справилась со своей ролью. Вера Сергеевна, умная женщина, прекрасно понимает, что одно только её присутствие возбуждает мужчин, может спровоцировать их на необдуманные поступки. Поэтому она должна соблюдать дистанцию, держать себя в строгих рамках, не давать повода для нескромных предложений со стороны моряков, следить за своей речью. «Они, конечно, милые люди, но, верно, еще милее на сухом пути», — не раз говорила себе хорошенькая вдовушка, чувствуя на себе с каждым днем все более и более влюбленные взгляды и нередко такие красноречивые, что краска невольно заливала ее лицо; и она плотнее закрывала косынкой свою белоснежную шею и пышную грудь и, несмотря на жару, показывалась не иначе, как в высоких платьях с длинными рукавами». И актриса всё это и сумела воплотить на экране – она сыграла достойную женщину. Но современные зрители увидели в ней только сухую и чопорную особу.
Фильм Говорухина, на мой взгляд, поставлен хорошо, достоверно, пусть и с некоторыми отступлениями. Но художественное произведение мне понравилось всё же больше. Актеры неплохо играют, но не смогли они передать того всеобщего сумасшествия, которое творилось на корабле. «И как скоро воспламеняются моряки и как быстро делают признания!» — удивлялась пассажирка». Тонкие психологические детали, которые верно подмечает писатель и по-доброму над ними подсмеивается, трудно передать средствами кинематографии. В картине потерялся этот сочный художественный колорит. И если фильм я смотрела с доброй улыбкой на лице, то читая рассказ, от души хохотала.
Хочется ещё сказать, что и в девятнадцатом веке любили и влюблялись, и флиртовали, и стрелялись на дуэли, и страсти переливались через край. Вера Сергеевна – женщина из плоти и крови (хотя автор и называет её мраморной вдовой) – невольно откликается на горячие мужские порывы: «Эта песнь любви все еще звучала в ее ушах, и образ кудрявого мичмана несколько времени стоял перед ее глазами». Как любой женщине, ей приятны любовные признания: «А мраморная вдова слушала этот влюбленный лепет с тайной радостью, и когда опустились сумерки, ей все не хотелось уходить…» Но ведь умели и сдерживать безрассудные порывы. Наша героиня назначает влюбленному Цветкову испытательный срок и таким образом расставляет все точки над i. В отношениях между полами ведущая роль принадлежит женщине: как она себя поведет, так и будут эти отношения развиваться. Современному же человеку надо всё и сразу: лозунг сегодняшнего дня – «иди навстречу своим желаниям». Разучились мы сдерживать свои чувства, устраивать им проверку временем: некоторые до старости всё любовь ищут, большую и светлую. От того и страдаем, что вовремя остановиться не можем.
Над страницами этого произведения можно не только смеяться, но и глубоко размышлять.
Татьяна Долгалева