Архитектурная летопись: «Дом дирекции»
25 мая 2021
«Дом дирекции» в истории и архитектуре социалистического города на территории Дзержинского района
г. Нижний Тагил
Здание, известное в Нижнем Тагиле как «Дом дирекции», в настоящее время расположено на территории Дзержинского административного района города, по адресу ул. Ильича, 2. Оно входит в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс домов по ул. Ильича, построенные в духе советского конструктивизма» [16].
Дзержинский район является одним из относительно недавних административных образований. Официальная дата его создания – 11 апреля 1933 г.
В начале 1930-х гг. Нижний Тагил представлял собой довольно крупный промышленный город с двухсотлетней историей, первоначальным градоформирующим ядром которого служили два металлургических завода – Выйский и Нижнетагильский, основанные Никитой Демидовичем Антюфеевым (он же Никита Демидов; 1678–1745). Пуск Выйского завода 8 (19) октября 1722 года считается начальным событием истории Нижнего Тагила.
В ХХ в. в ходе нового промышленного и жилищного строительства город приобрёл сложную форму конгломерата пространственно разобщённых, но объединённых технологически транспортными связями промышленно-селитебных комплексов. Эта планировочная структура была заложена в 1930-е гг. на основе размещения в городской черте двух новых крупных предприятий тяжёлой индустрии: Нижнетагильского металлургического комбината (в 1931–1957 гг. – Ново-Тагильский металлургический завод – НТМЗ) и Уральского вагоностроительного завода (Уралвагонзавод, УВЗ) [7, с. 59].
Со строительством промышленных гигантов было связано возникновение двух новых административных районов города – Тагилстроевского и Дзержинского. Их «вынос» на значительное расстояние (6-12 км) от «старого» города обусловил формирование разобщённой градостроительной структуры современного Нижнего Тагила [7, с. 60-61]. В основе такого планировочного решения лежала идея защиты жилых районов от вредных промышленных выбросов, прежде всего в атмосферу. Идея оказалась нежизнеспособной. Новые жилые районы формировались в виде рабочих посёлков в непосредственной близости от производственных площадок. Не были учтены при перспективном планировании города и климатические факторы: при определённых направлениях ветров воздух и в новых, и в старых районах до сих пор подвергается сильному загрязнению [7, с. 62].
Идеологической основой работ по проектированию в 1930-х гг. нового жилого района Вагонстроя (совр. Дзержинский административный район г. Нижний Тагил) стала идея социалистического города, сформировавшаяся в конце 1920-х гг. [2, с. 114] и к началу 1930-х гг. практически опробованная в ряде городов Советского Союза, в том числе в Свердловске («Городок чекистов»).
Архитектурная сторона идеологии соцгорода характеризуется в литературе как эклектика, включающая, как правило, основополагающий постулат о полноценной и счастливой жизни в городе будущего, а также идеи города-сада, политехнической педагогики, обобществления быта, футуристического техницизма. Кроме того, чрезвычайно важной чертой представлений о социалистическом городе будущего была его характеристика как принципиально нового поселения, предполагавшая радикальный разрыв с дореволюционным прошлым [2, с. 113].
К общим принципам планировочной системы социалистического города можно отнести следующие:
-
соцгород планировался как автономное промышленно-селитебное образование;
-
планировочное решение соцгорода организовывалось на основе стандартизации отдельных структурных элементов;
-
соцгород это функционально зонированное пространство, где планировочное членение селитебной территории выражено в структуре «жилой дом – жилой квартал – жилой район»;
-
соцгород обладал развитой системой социально-бытового и культурного обслуживания, рассчитанной на 100% охват населения;
-
соцгород обладал иерархически выстроенной системой общественных пространств [9, с. 138, 143, 147, 151, 155].
В программах на проектирование городов и рабочих поселков на протяжении всего довоенного периода идея соцгорода сильно корректировалась неафишируемой, но существующей социальной иерархией. Для 2–5 % населения (партийно-административное руководство) в соцгороде предусматривалось жилище повышенной комфортности; для 15–20% населения (одинокие и холостые) проектировалось предельно упрощенное жилище – общежития, казармы, бараки, дома-коммуны и проч.; для 70–80% (семейные) – коммунальное жилище покомнатно-посемейного заселения.
Важной составляющей представлялась культурная инфраструктура. Её элементы повторялись во многих соцгородах: клубы, фабрики-кухни, больничные здания, бани и банно-прачечные комбинаты, ясли и детские сады, школы, школы ФЗУ, комплексы зданий заводской администрации, пожарные депо, гостиницы, парки [2, с. 146-150].
Особенностью проектов соцгородов конца 1920-х – начала 1930-х гг. была «неназываемость» архитектурного стиля. Здания, на практике выполненные в стилистике конструктивизма, таковыми не назывались по причине объявления к этому времени конструктивизма буржуазным явлением. Современные исследователи определяют стиль соцгородов как протоконструктивизм, конструктивизм, постконструктивизм или как эклектику [2, с. 157].
Планировка и воплощение соцгорода в Нижнем Тагиле были заложены в пятилетний план городского строительства 1933–1937 гг. Идейная основа его проектирования была близка к дезурбанистическим идеалам М.Я. Гинзбурга, которые частично уже были реализованы при проектировании городов-спутников линейного расселения с разветвлённой сетью обслуживания [14, с. 50-51]. В целом, в период 1930-х гг. для Нижнего Тагила было разработано несколько проектов, реализованных с той или иной степенью полноты или не реализованных вовсе.
Не были осуществлены: жилой комплекс Ключики для коксохимического завода (архитектор И.И. Леонидов) [10, с. 17], соцгород на Корабельном мысу (район Кушвы; проект отдела И.А. Комшилова при Нижнетагильском горсовете) [14, с. 59]. Был построен посёлок массовой застройки в районе Пихтовой горы, состоящий из четырёхквартирных домов (начало строительства 1934 г.) [10, с. 17; 8, с. 72]. Проект жилого комплекса района Красный Камень был воплощён строительством лишь двух жилых домов (совр. ул. Жуковского, 8 и 20; М.Я. Гинзбург в соавторстве с Л.С. Славиной и И.И. Вильям, 1935 г.). Соцгородá Красного Камня и Тагилстроя состоялись только в виде рабочих посёлков, жилой фонд которых первоначально был представлен брусковыми домами или деревянными бараками.
23 марта 1933 г. Совнарком РСФСР принял Постановление «Об утверждении схемы планировки Нижнего Тагила», отмечавшее ошибки планировки города, возникшие при размещении новых промышленных предприятий и утверждавшее районами застройки «Центральный, Выйский, Завыйский, Гальянку, Красный Камень, III-го Интернационала, Кушвинский с Вагонстроем и Корабельный мыс (для парка культуры)» [10, с. 18]. Генеральная планировка города («Горстройпроект»,1933 г., под руководством главного архитектора Александра Михайловича Мостакова (1898–1981) и старшего архитектора Николая Николаевича Смирнова) окончательно была утверждена 6 октября 1934 г. [14, с. 78]. На основе этого Генерального плана началось проектирование социалистического города Вагонстроя.
Ещё в августе 1930 г. на Урал выехала комиссия в составе представителей «Наркомтяжпрома», «Парвагдиза» и «Гипромаша», целью которой было окончательно выбрать место для площадки Уральского вагоностроительного завода. В апреле 1931 года выбор был сделан в пользу Нижнего Тагила. 15 июля 1931 г. Президиум ВСНХ принял решение о строительстве завода и включил УВЗ в список ударных строек СССР [14, с. 56, 65; 10, с. 16].
Одновременно с новым градообразующим предприятием проектировался жилой район. 7 августа 1931 г. Нижнетагильский городской Совет принял решение о его строительстве непосредственно вблизи промышленной площадки УВЗ. Первоначальное название нового района – Кушвинский [14, с. 56; 8, с. 31].
4 декабря 1931 г. в системе восточного треста Союзстроя был образован Тагилкомбинатстрой, в состав которого вошёл Уралвагонстрой (УВС) под общим руководством М.М. Царевского. Дирекция УВЗ перешла в его подчинение. Но уже в следующем 1932 г. Уралвагонстрой отделили в самостоятельное производство. Приказом начальника Уралвагонстроя П.М. Столбова было создано единое построечно-монтажное управление по УВС [14, с. 70]. Это управление и осуществляло организацию строительства промышленных и гражданских объектов в новом районе. 29 июля 1936 года Постановлением исполкома Нижнетагильского горсовета Вагоностроительный район переименован в Дзержинский административный район г. Нижний Тагил [20, с. 194].
Процесс планирования социалистического города Уралвагонстроя происходил в 1932–1934 гг. Для строительства соцгорода был утверждён урбанистический вариант плана, согласно которому новый район стал составной частью Нижнего Тагила, а не отдельным городом-спутником [14, с. 80].
В качестве образцов для соцгорода УВЗ рассматривались проекты архитектора «Горстройпроекта» И.О. Гохблита, одного из авторов генерального плана «Большого Красноярска» (1934 г.), и архитектора Г.Г. Коротыша, автора плана «Соцгорода Краматорска» (1930 г.) [14, с. 100]. В 1932 г., на основе плана И.О. Гохблита Московским Горстройпроектом (архитектор Адрианов) была создана схема планировки района, в виде прямоугольной сетки улиц с выделением улиц Ленина (совр. ул. Ильича) и Сталина (совр. пр. Вагоностроителей), ориентированных на проходные завода [10, с. 17; 20, с. 22]. В эскизный проект планировки УВС 1934 г., созданного под руководством А.М. Мостакова также была заложена ленточная форма магистралей, определившая структуру соцгорода Уралвагонстроя [14, с. 80; 13].
В марте 1934 г. состоялось совместное заседание партийной организации Вагонстроя и Нижнетагильского исполкома городского Совета, на котором М.Я. Гинзбург представил свой проект застройки заводского поселка [14, с. 105]. Его основные идеи:
-
промышленная зона вагоностроительного завода отделяется от жилой зоны лесопарковым массивом, играющим роль фильтра;
-
специалисты новостройки расселяются в одном доме, как можно ближе к предприятию, чтобы в случае необходимости они могли в кратчайший срок прибыть на производство;
-
предусматривается строительство жилых домов для рабочих завода преимущественно малой и средней этажности, с квартирами на две, три и четыре комнаты общей площадью 52 м2, 68,5 м2 и 75 м2 соответственно;
-
одновременно с жилым фондом возводятся здания под учреждения соцкультбыта: два клуба с возможностью демонстрации кинофильмов, баня, библиотека, стадион. Кроме этого – две школы, два дошкольных детских учреждения, школа рабочей молодежи;
-
осуществляется озеленение посёлка.
Первичным звеном соцгорода Уралвагонстроя планировщики определяли комплекс зданий – благоустроенную коммуну, рассчитанную на 1000-1500 жителей, в которую включены жилые дома, детские ясли и детский сад, столовая, магазины. Четыре таких комплекса составляли квартал. В его структуру включались школа, клуб, здравпункт, прачечная. Кварталы объединялись в районы (не административные). На уровне района проектировались клуб, поликлиника, баня, прачечная, ремонтная мастерская. Этажность общественных зданий закладывалась в проект в 1–3 этажа, жилых домов – 3–5 этажей. Квартиры в основном проектировались с ванными комнатами, водопроводом, холодной и горячей водой (рис. 2) [8, с. 33; 13].
Главной особенностью начальной истории Дзержинского района является тот факт, что рабочие посёлки начали возводиться раньше, чем были созданы проекты районной планировки (рис. 1) [6], что через несколько лет привело к необходимости снесения части существующей жилой застройки для прокладки запланированных магистралей и улиц.
Строительство Уралвагонзавода было начато в июне 1931 г. Тогда же был заложен барак № 1 по будущей улице Заводской (в 1943–1970-х гг. – ул. Мичурина, совр. часть Восточного шоссе; барак снесён в 1948 г.), но основная масса первых строителей жила в брезентовых палатках. Через несколько месяцев были возведены первые два ряда деревянных каркасных бараков [8, с. 45, 47, 48].
Собственно застройка соцгорода Уралвагонстроя (УВС) была начата в 1932 г. Первоначально он состоял из домов барачного типа, которые рассматривались как временное жильё. Также деревянными были бани, больницы, школы, клубы, магазины, столовые, детские сады и другие учреждения [14, с. 99], которые часто занимали просто часть жилых бараков. Дороги и улицы специально не прокладывались и не имели никакого покрытия. Возведение каменных зданий социалистического города Уралвагонстроя по утверждённому проекту стало осуществляться только с 1934 г. [8, с. 69].
Строительство началось с улицы Ленина (с 1954 г. – ул. Ильича [19, с. 50]), на которой в 1934–1936 гг. развернулось сооружение брусковых домов и каменное строительство. Здесь появились: школы (совр. школа № 9 по ул. Ильича, 12, сдана в 1935 г. и совр. школа № 70 по ул. Ильича, 22, возм. сдана в 1935 г.), дом для инженерно-технических работников (совр. ул. Ильича, 2, сдан в 1936 г.), четыре жилых трехэтажных дома для передовиков производства (совр. ул. Ильича, 4–10, сданы в 1936 г.), жилой дом (совр. ул. Ильича, 14/1, возм. сдан в 1936 г.). Для проведения культурно-массовых мероприятий был построен клуб инженерно-технических работников (совр. Молодежный театр, ул. Ильича, 37, сдан в 1937 г.). Также комплекс общественных зданий дополнили зданием бани (совр. ул. Ильича, 49, сдано в 1939 г.) и детского сада. К концу 1930-х гг. построено ещё несколько многоквартирных жилых домов, определено место для парка (совр. Пионерский сквер) (рис. 3) [8, с. 76; 11; 14, с. 106; 20, с. 23; 3, с. 11].
Народные названия исследуемого жилого дома – «Дом инженерно-технических работников», «Дом ИТР», «Дом дирекции». В настоящее время он расположен в квартале, ограниченном улицами Окунева, Ильича, Орджоникидзе и безымянным внутриквартальным проездом (первоначально квартал № 29а – рис. 2), в начале улицы Ильича. Со стороны западного фасада «Дом дирекции» соседствует с жилым многоквартирным домом по ул. Окунева, 1 постройки 1950-х гг. и парком у Дворца культуры им. И.В. Окунева (парк и Центральный клуб УВЗ – с 1933 г.; строительство Дворца культуры и реконструкция парка – 1951–1958 гг. [19, с. 53]). Со стороны восточных фасадов к «Дому дирекции» прилегает территория небольшого сквера, многоквартирный жилой дом по ул. Орджоникидзе, 22, далее – пешеходные и автомобильная части ул. Орджоникидзе и, далее, жилой дом по ул. Илича, 4 (сдан в 1936 г.).
Автор проекта «Дома дирекции» в выявленных источниках и литературе не упоминается. Исследователи приводят обобщённые определения. Так, по мнению О.П. Олоховой, проект, видимо, был одним из типовых, разработанных для соцгородов архитекторами объединения «ОСА» ещё в конце 1920-х гг. [14, с. 106]. Другие авторы считают, что проект дома для инженерно-технических работников УВЗ был разработан в контексте планировки московским институтом «Горстройпроект» под общим руководством М.Я. Гинзбурга социалистического города Уралвагонстроя. Проектирование осуществлялось «лабораторией» главного архитектора А.М. Мостакова. В качестве авторов проекта «Дома дирекции» также называются архитекторы Н.Н. Смирнов и Остроумов [22, с. 272]. Опираясь на данные архивных документов, годом окончания проектирования дома следует считать 1934 г. (рис. 2) [13].
Согласно сохранившемуся эскизу «Дома дирекции» предусматривалось возведение Т-образного в плане здания, состоящего из четырехэтажного и пятиэтажного объёмов (рис. 4) [3, с. 20]. Силуэт его должен был оживлять вынос угловых балконов на консолях, а также невысокие тяжеловесные пилоны, фланкирующие главный вход, над которым должны были расположиться две арки. Пилоны должны были венчать две скульптуры на высоту второго и третьего этажа, изображающие аллегорические образы труда в виде фигур рабочих [19, с. 53].
Внутри дома предусматривалась секционная планировка с двумя квартирами на этаже в каждой секции. Квартиры планировались в основном трёх- и четырёхкомнатные. Они были предназначены для руководства и высшего инженерно-технического состава Уралвагонзавода [23, с. 62-63].
Большинство исследователей относят архитектурный стиль «Дома дирекции» к конструктивизму.
Подготовка участка под строительство дома, видимо, была начата зимой 1934 г. [8, с. 68, 69]. Здесь были вырублены остатки леса, причём изначально с расчётом, чтобы часть высоких деревьев остались стоять вдоль улиц Ильича и Орджоникидзе. Работы производились усилиями местных строителей и рабочих. По данным Д.Н. Лоренцо к августу 1934 г. было возведено четыре этажа здания. Стройка производилась в реалиях того времени. Она была ударной, стахановской, сопровождалась собраниями, митингами, читкой газет, социалистическими обязательствами. Строительные бригады, соревнуясь, выполняли план на 120–150%, что не всегда способствовало качеству выполняемых работ.
Согласно оценочному акту от 15 ноября 1940 г. стены «Дома дирекции» были возведены из кирпича на железобетонном фундаменте. Снаружи оштукатурены под шубу, внутри окрашены. Первоначальная крыша была толевая по сплошной обрешётке. Перекрытия, перегородки, оконные рамы и двери выполнены из дерева. В доме был оборудован центральный водопровод, канализация, подведено электричество, в квартирах установлены ванные. Пароводяное отопление осуществлялось от «общей котельной» [15].
Внешняя декоративная отделка здания выполнялась семьёй московских художников Донских. В процессе отделочных работ предусмотренные проектом массивные скульптуры рабочих у главного подъезда они заменили на объёмные шары, которые были установлены на пилонах (рис. 5) [19, с. 56; 23, с. 62]. Видимо изначально при облицовке фасадов на уровне второго и третьего этажей был использован двухцветный декор, которым выполнены диагональные ступенчатые линии (рис. 6) [8, с. 69]. Не только конструктивными, но и декоративными элементами «Дома дирекции» стали угловые балконы на консолях со стороны северного и южного фасадов пятиэтажной части здания (рис. 6; 7) [8, с. 69; 19, с. 56]. Особенностью декоративной отделки интерьера квартир «элитной» части пятиэтажного объёма дома стало использование деревянных элементов из дуба [8, с. 68; 18] (согласно другим источникам, использовалась «фанера под дуб» [15]).
Как и было предусмотрено проектом 1934 г., на первом этаже пятиэтажной части дома со стороны ул. Орджоникидзе расположился магазин продовольственных товаров (рис. 8) [4; 17]. Его подсобные помещения занимали часть подвала. Пол в торговом зале был покрыт линолеумом, колонны – фанерой под дуб. Были установлены стеклянные прилавки, в мясном отделе – «под мрамор» [15].
Дом был сдан в эксплуатацию по акту приёма 18 сентября 1936 г. [12]. Он занял угловое положение в северо-восточной части квартала, ограниченного улицами Ильича, Орджоникидзе, Окунева и Патона и своим главным северным фасадом сформировал красную линию застройки ул. Ильича (рис. 9). Большинство конструктивных и декоративных элементов здания сохранились до наших дней. Современный «Дом дирекции» представляет собой ассиметричную, Т-образную в плане объемно-пространственную композицию, которая состоит из двух объёмов. Один объём переменной этажности – от четырёх этажей в левой части, до пяти в правой – расположен вдоль ул. Ильича. Второй объём, примыкающий к первому под прямым углом с юга, представляет собой пятиэтажный корпус, уходящий вглубь квартала.
Почти под всем зданием имеется подвал.
Крыша односкатная малоуклонная с полукруглыми слуховыми окнами.
По объемно-планировочной структуре здание относится к секционному типу. Оно включает пять подъездов. Четыре подъезда – рядовые, связь между этажами в них осуществляется при помощи лестничных клеток с междуэтажными площадками. В главном (парадном) первом подъезде связь между этажами осуществляется при помощи широкой двухмаршевой лестницы, расположенной вдоль большого лестничного холла, который освещается через большие окна глубоких лоджий второго, третьего и четвертого этажей.
К особенностям оформления главного северного фасада здания можно отнести следующие элементы (рис. 10–11):
-
обрамление портала входа во второй подъезд выполнено в виде ризалита с полуциркульным завершением, заполненным растительным орнаментом, и с декоративной панелью над входной дверью;
-
пятиэтажная часть с парадным первым подъездом, помимо прочего, оформлена двумя статичными вертикальными арками, за которыми расположены глубокие лоджии лестничных холлов, расчленённые по вертикали глухими ограждениями и двумя крупными пилонами, фланкирующими вход в подъезд;
-
над сдвоенными арками, на уровне пятого этажа, расположено круглое окно, обрамлённое квадратной рамкой, декорированной по периметру бусинами круглой и продолговатой формы;
-
декоративное убранство северного фасада представлено рустом, штукатуркой «под шубу», подоконными и междуэтажным поясами, профилированными карнизом и филёнками балконных ограждений с заполнением растительным орнаментом.
Интерьерные решения рядовых подъездов (№ 2-5) утилитарное, скромное. Центральный первый подъезд оформлен более парадно. Светлые поэтажные холлы с широкой двухмаршевой лестницей, со ступенями из мозаичного бетона и филенчатыми деревянными панелями ограждения, с квадратными в плане колоннами, богато декорированы.
Плоскости стен и колонны холлов разбиты на три части по высоте, украшены профилированными филёнками, поясами из бусин. Потолок также декорирован филёнками прямоугольной и квадратной формы. Двери обрамлены выступающими порталами с профилированным карнизным завершением. Сохранившиеся, первоначальные двери – деревянные, двустворчатые, глухие, ведущие на лоджии – остеклённые, филёнчатые; дверные ручки – с металлическими литыми декорированными растительным орнаментом наконечниками и деревянной основной частью; светильники – круглой в плане формы с металлическим декорированным обрамлением.
Наиболее ранним документом, дающим сведения о собственниках и пользователях жилого дома по современному адресу ул. Ильича, 2, является Акт передачи в пользование, датированный 10 февраля 1948 г. [1]. Согласно этому документу, Нижнетагильский отдел коммунального хозяйства (Горкомхоз) на основании Решения Нижнетагильского исполкома городского Совета передал земельный участок и многоквартирный жилой дом по адресу «Нижний Тагил, Дзержинский район, Соцгород, ул. Ленина, 2» в бессрочное пользование жилищно-коммунальной конторе Уральского танкового завода им. И.В. Сталина (в 1945–1963 гг. – название Уральского вагоностроительного завода им. Ф.Э. Дзержинского).
В период СССР права собственности и общедомового пользования не изменялись [21]. С 2000-х гг. собственником является МО «Нижний Тагил». В настоящее время квартиры дома приватизированы, управление домом осуществляет товарищество собственников жилья.
Среди наиболее известных жильцов «Дома дирекции» были директора Уралвагонзавода: Г.З. Павлоцкий, Ю.Е. Максарёв, С.А. Скачков, И.В. Окунев. В разные годы здесь жили главный конструктор Уральского танкового завода А.А. Морозов и главный конструктор Вагоностроительного завода Д.Н. Лоренцо, начальник производства УВЗ в 1939–1982 гг. Л.Л. Штаркман, первый секретарь городского комитета КПСС М.П. Шарнин, председатель спортивного клуба «Спутник» А.С. Смелик. В целом – три Почётных гражданина Нижнего Тагила, пять Героев Социалистического труда, два лауреата Ленинской и восемь – Сталинской премии [24, с. 25-26].
Согласно техническому паспорту 1970 г. часть помещений дома определялась как «школьные» [21]. По воспоминаниям Е.Н. Кокшарова они были отданы в пользование Детской музыкальной школе № 2. Е.Н. Кокшаров был учеником школы в 1957–1963 гг. По его воспоминаниям школе были отданы помещения второго подъезда.
Нежилые помещения первого этажа, предусмотренные проектом под магазин, использовались по назначению на всём протяжении истории дома. В советский период здесь располагался продуктовый магазин. По воспоминаниям жильцов в подвале дома имелась большая морозильная камера, видимо, относящаяся к магазину. Позднее торговые помещения перешли в частную собственность. В настоящее время в доме расположены два магазина: «Александра», занявший площади бывшего продуктового магазина, и «Wildberries», расположенный в границах одной из квартир на первом этаже второго подъезда.
Благоустройство территории, прилегающей к дому, в том числе небольшого сквера вдоль восточного фасада со стороны ул. Орджоникидзе, началось сразу после окончания строительства (рис. 6; 8). В конце 1940-х – начале 1950-х гг., в связи с реализацией нового Генерального плана застройки Нижнего Тагила, в Дзержинском районе происходит строительство жилья и общественных зданий (в том числе Дворца культуры им. И.В. Окунева в непосредственной близости от «Дома дирекции»). Благоустраиваются дворовые территории, мостятся брусчаткой улицы, происходит озеленение (рис. 9) [3, с. 49].
По воспоминаниям М.Д. Истомина, одного из жильцов дома, массивные шары над входом со стороны северного фасада периодически снимались для ремонта вплоть до 1980-х гг. Когда они были убраны окончательно – установить не удалось (рис. 10) [5].
За весь период существования «Дома дирекции» капитальный ремонт здания, реставрация не производились. За последние 40 лет трижды осуществлялся ремонт фасадов [21]. Текущие ремонты кровли периодически выполнялись, начиная с 1990 г. Приблизительно один раз в 20 лет делался ремонт подъездов.
В целом за свою долгую историю «Дом дирекции» не претерпел значительных конструктивных изменений. Он по-прежнему является ярким образцом многоэтажного многоквартирного жилого дома, запроектированного в формах советского конструктивизма. В 2021 г. начаты подготовительные работы к капитальному ремонту здания и реставрации фасадов.
Список источников и литературы
-
[Акт № 97 на предоставление в бессрочное пользование для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации земельного участка по адресу Дзержинский район, Соцгород, ул. Ленина, 2 в городе Нижний Тагил от 10 февраля 1948 г.] // Копия предоставлена архивом МКУ «Служба правовых отношений» г. Нижний Тагил.
-
Бугров К. Д. Соцгорода Большого Урала / К. Д. Бугров. – Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2018. – 471 с.
-
Дзержинский район: годы и люди / ред.: Е. Логунов [и др.]. – Екатеринбург : Независимый Институт истории материальной культуры, 2003. – 175 с.
-
[«Дом дирекции» в районе Уралвагонстроя. Вторая половина 1930-х гг.] : [фото] // Тагил. Фото. «Тагильский рабочий»... сквозняк времени... : [сайт]. – 2020. – 21 авг. – URL: http://tagil-press.ru/26545-2/ (дата обращения: 09.01.2021).
-
[«Дом дирекции» по ул. Ильича, 2. Фото возм. 1960-х гг. Из личного архива краеведа А.Ю. Хлопотова] // Тагил. Фото. «Тагильский рабочий»... сквозняк времени... : [сайт]. – URL: http://tagil-press.ru/tagil-nasha-vagonka-3/nggallery/page/2 (дата обращения: 10.01.2021).
-
Карта Нижнего Тагила. Возможно, 1932 г. (копия) // Предоставлена краеведом С. Румегой.
-
Лахтин В. Н. Система расселения и архитектурно-планировочная структура городов Урала / В. Н. Лахтин. – Москва : Стройиздат, 1977. – 127 с.
-
Лоренцо Д. Н. Уральский вагоностроительный завод / Д. Н. Лоренцо ; редкол.: И. В. Окунев [и др.]. – Москва ; Свердловск : Машгиз, 1961. – 162, [2] с.
-
Меерович М. Г. Кладбище соцгородов: градостроительная политика в СССР, 1928–1932 гг. / М. Меерович, Е. Конышева, Д. Хмельницкий. – Москва : Фонд «Президентский центр Б. Н. Ельцина» : РОССПЭН, 2011. – 268, [2] с.
-
Нижний Тагил – из прошлого в будущее : История развития. Перспектива застройки : архитектурный сборник / авт. колл.: А. В. Грядов, А. В. Мальцев. – Нижний Тагил : [б. и.], 1999. – 79 с.
-
НТГИА. Ф. К. 1. Оп. 1П. Д. 1781.
-
НТГИА. Ф. Р417. Оп. 1. Д. 27. Л. 46.
-
НТГИА. Ф. 69. Оп. 1. Д. 86. Л. 6.
-
Олохова О. П. Строительство социалистического города Нижний Тагил: планы и реальность (начало 1920-х – конец 1930-х гг.) : дис. канд. ист. наук / О. П. Олохова // Южно-Уральский государственный университет : [сайт]. – Челябинск, 1995–2020. – URL: https://www.susu.ru/ru/dissertation/d-21229813/olohova-olga-pavlovna. – Дата публикации: 20.09.2016.
-
Оценочный акт на строение Литер «А» угол Ленина и Орджоникидзе № 2 от 15 ноября 1940 г. // Копия предоставлена архивом МКУ «Служба правовых отношений» г. Нижний Тагил.
-
Перечень объектов культурного наследия Свердловской области // Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области : официальный сайт. – Екатеринбург, 2021. – URL: https://okn.midural.ru/perechen-obektov-kulturnogo-naslediya-sverdlovskoy-oblasti-v-formate-microsoft-word.html (дата обращения: 14.02.2021).
-
Петренко Г. [Интерьер магазина в «Доме дирекции» в районе Уралвагонстроя. 1936 год] : [фото] / Г. Петренко // Тагильский рабочий. – 1936. – 8 окт. (№ 232). – С. 3.
-
Петренко Г. [Южный фасад «Дома дирекции» в районе Уралвагонстроя. 1936 год] : [фото] / Г. Петренко // Тагильский рабочий. – 1936. – 22 авг. (№ 193). – С. 4.
-
Прогулки по Вагонке : [фотоальбом, посвященный 75-летию Уралвагонзавода] / авт.-сост.: А. В. Пислегина, М. Чмель. – Нижний Тагил : Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», 2011. – 175 с.
-
Стройплощадка – Уралвагонзавод / И. Ф. Терликов [и др.] ; отв. ред. О. И. Быстров. – Нижний Тагил : Медиа-Принт, 2005. – 203 с.
-
[Технический паспорт инв. № 1263 на жилой дом и земельный участок в г. Нижний Тагил, в Дзержинском районе, в квартале № 29а, по ул. Ильича № 2, составленный по состоянию на 3 апреля 1970 г.] // Копия предоставлена архивом МКУ «Служба правовых отношений» г. Нижний Тагил.
-
Шемякина А. Л. К вопросу о стиле «конструктивизм» в Нижнем Тагиле / А. Л. Шемякина // Четвертые Худояровские чтения : доклады и сообщения, 21–22 октября 2009 г. / ред.: Л. А. Павленко [и др.]. – Нижний Тагил : ТРМ, 2009. – С. 267–276.
-
Штин О. В. Конструктивизм в архитектуре жилища Нижнего Тагила / О. В. Штин, С. А. Дектерев // Академический вестник Уралниипроект РААСН. – 2013. – № 1. – С. 59–65.
-
Ямов В. Директорский дом / В. Ямов // Тагильская старина : сборник исторических статей и материалов: в 2 выпусках / авт.-сост. А. А. Драчев. – Нижний Тагил : [б. и.], 2020. – Вып. 2 : XX век. – С. 24–26.
Мищенко О.П.,
библиограф, Центральная городская библиотека
Солодова Н.Д., архитектор
Шамонова Е.К.,
учитель истории и обществознания, МАОУ СОШ №40