Инвалидам по зрению Вернуться на старую версию сайта
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

1 декабря 2021

Архитектурный комплекс Скорбященского женского монастыря в Нижнем Тагиле

Скорбященский женский монастырь расположен в исторически сложившемся районе Нижнего Тагила – на Малой Кушве. Он находится в удалении от центра города, на участке, ограниченном ул. Красногвардейской (бывш. ул. Малая Кушва, ранее – Невьянский тракт) и берегом Тагильского пруда. На территории монастыря расположен комплекс строений, два здания поставлены на государственную охрану как объекты культурного наследия регионального значения. Это Скорбященская и Вознесенская церкви (другое название Вознесенской церкви – Крестовоздвиженский собор).

Началом формирования территории монастыря считается 1864 г., когда была построена Скорбященская церковь возле кладбища [1, с. 48–61]. В 1911 г. территория монастыря простиралась от двухэтажного кирпичного здания у р. Малая Кушва, где располагалась школа и жил священник (совр. ул. Красногвардейская, 50) – до кладбища за алтарями монастырских церквей (рис. 1) [1, с. 132].

ris. (1).JPG

Идея создания в Нижнем Тагиле женской монашеской общины возникла, вероятно, еще в 1870-х гг. Инициатива исходила от крестьянской вдовы Марии Васильевны Невзоровой, к которой постепенно начали примыкать и другие подвижницы. Прошения об основании в Нижнем Тагиле женской обители подавались на имя епископа Пермского Ефрема дважды: в 1883 г. и в 1884 г. В последнем указывалось, что «общество I части Нижнетагильского завода» готово уступить под монастырь 2 десятины земли, прилегающей к Скорбященской церкви. Перед Пермской консисторией в пользу образования общины также ходатайствовал Благочинный 2-го Верхотурского округа протоиерей Иоанн Флавинов. Писали будущие монахини и заводовладельцу – Павлу Павловичу Демидову, но ответа не получили. Консистория отклонила оба прошения ввиду отсутствия у предполагаемой общины средств к существованию (только двое из 14 просительниц имели собственное торговое дело, только трое были домовладелицами).

Осенью 1884 г., в результате еще одного прошения Пермская Консистория, вновь отказав в создании иноческой общины, разрешает основать на отведенном месте женскую богадельню. В качестве духовного наставника и первого руководителя выступил Благочинный протоиерей Иоанн Флавинов.

Первоначально в богадельне проживало 14 человек, через 10 лет община увеличилась до 25 человек (три вдовы от 44 до 66 лет и 22 девицы в возрасте от 13 до 35 лет). 16 сентября 1885 г. в богадельне впервые появляется мещанка Феозва Константиновна Крузе, которая со временем становится во главе сестер.

В 1892 г. в распоряжении богадельни помимо Скорбященской церкви находилось два двухэтажных дома. Один из них был пожертвован вдовой М. Е. Белоусовой и перевезен из села Воскресенского в 1885 г. Ограда вокруг домов была выстроена на пожертвование вдовы М. А. Колчиной. Имелись надворные постройки, конюшня, коровник. Упоминаются также кирпичные кельи (начало ХХ в.), трапезная, сарай и скотный двор. В 1897 г. при богадельне в отдельном здании была открыта женская церковная школа грамотности, в которую было принято 14 девочек. Учительницей назначена одна из сестер. В 1902 г. школа была преобразована в церковно-приходскую.

На протяжении 1890-х гг. богадельня шесть раз подавала прошения о преобразовании в монашескую обитель (1893 г. – дважды, 1894, 1895, 1898, 1900 гг.). В октябре 1901 г. епископ Екатеринбургский Ириней (Орда) на основании последнего прошения приказал снова собрать сведения о богадельне и без всяких предварительных условий подал в октябре 1901 г. ходатайство в Синод о переименовании ее в общину.

Указом Синода от 14 (31) марта 1902 г. за № 1247 богадельня была переименована в Скорбященскую женскую общину. Начальницей общины была назначена Феозва Крузе, казначеей – Татьяна Деева.

История основания монастыря в Нижнем Тагиле завершилась в 1904 г. 17 мая этого года Святейший Синод учредил при общине вакансию священника, которую занял отец Леонид (Всеволод Черепанов) (рис. 2) [2, с. 62]. Указом от 23 октября 1904 г. Синод переименовал общину в Скорбященский женский общежительный монастырь. Настоятельницей была назначена монахиня Мария (Феозва Крузе).

Феозва Крузе родилась в 1857 г. в Перми, в семье портного (рис. 3) [2, с. 37]. Свою национальность на закате жизни она определяла довольно своеобразно: «русская, предки – немцы». В 12 лет Феозва осталась сиротой и была отдана на воспитание в Пермский женский приют (по иным сведениям, обучалась в двухклассном городском училище). Неизвестно, сколько времени Феозва пробыла в приюте, но, вероятно, пожалев девочку, старшая сестра забрала ее к себе. Таким образом Феозва оказалась в Нижнем Тагиле. Собственных средств к существованию у нее не было, замуж она не вышла.


ris. (2,3).JPG


В возрасте около 25 лет Феозва поступила в богадельню при Скорбященской церкви. У девушки оказался неплохой слух, и вскоре ее назначили руководительницей хора. Эту обязанность она исполняла 17 лет, совмещая ее с другими делами. 2 мая 1903 г. Феозва Крузе стала первой монахиней общины. Ее постриг в Скорбященской церкви епископ Екатеринбургский и Ирбитский Никанор. Нарекли Феозву в иночестве Марией. В 1909 г. монахиня Мария указом Синода была возведена в сан игуменьи. В 1913 г. «за благочестиво-иноческое житие и весьма полезные труды и заботы по благоустроению общины и постройке нового каменного храма» она была награждена Святейшим Синодом золотым наперсным крестом. В 1919 г., в период власти белогвардейцев, «во внимание к весьма полезному и ревностному исполнению обязанностей настоятельницы при трудностях переживаемого времени» епархиальные власти представили ее к благословению иконою Всемилостивейшего Спаса.

После восстановления Советской власти в Нижнем Тагиле (июль 1919 г.), монастырь был закрыт. Монахини предприняли попытку сохранить общину: послушницы монастыря были организованы в трудовую общину. Монахини, как лишенные избирательных прав, в нее не входили.

16 ноября 1920 г. Нижнетагильским уездным исполкомом трудовая община, образованная из бывших послушниц монастыря, была преобразована в женскую трудовую коммуну «Улей». Члены ее жили на ул. Тагильской, в доме Гаряева. 30 ноября 1921 г. уездный земотдел постановил реорганизовать коммуну в кооператив, но в связи с «неулаженными разногласиями» 9 декабря 1921 г. коммуна была ликвидирована. Большинство монахинь вернулись в родные деревни, несколько сестер остались в Тагиле.

10 ноября 1920 г. Предсовтрударм потребовал от Нижнетагильского уездного исполкома «освободить монастырь от монахинь». 17–23 ноября 1920 г. на территории бывшего монастыря развернули Екатеринбургский концентрационный лагерь № 2 – 420 человек, обвиненных в саботаже, спекуляции, преступлениях по должности, а также «заведомых угнетателей, эксплуататоров труда и приверженцев… буржуазного и царского дворянского строя». Скорее всего, заключенные работали в мастерских, ранее принадлежавших монастырю. В строениях монастыря также располагались прачечная и хлебопекарня. Антисанитарные условия и скудное питание приводили к высокой смертности в лагере. С мая 1921 г. в концлагере была введена круговая порука: при побеге одного заключенного расстреливали пятерых. 15 марта 1922 г. концлагерь на Малой Кушве стал филиалом Екатеринбургского концентрационного лагеря № 1. С 1 июля 1922 г. лагерь закрыли. За два года через него прошли 932 человека.

При создании концлагеря оба монастырских храма были закрыты и обнесены проволочным заграждением. Нескольких монахинь, живших в подвале под Вознесенским храмом, изгнали. Однако, 4 января 1921 г. прихожане добились разрешения у исполкома открыть оба храма бывшего монастыря и проводить в них богослужение. В совет восстановленного прихода вошли игуменья закрытого Скорбященского монастыря Мария, монахиня Валентина и отец Леонид (Черепанов) – бывший монастырский священник.

Летом 1922 г., после закрытия концентрационного лагеря, территория Скорбященского монастыря перешла в распоряжение уездного отдела народного образования. Тагильский педагог Исидор Васильевич Яшников начал «пробивать» идею создания здесь «Детского городка» на основе расширения школы-коммуны № 2. Здесь предполагалось собрать 225 детей из различных детских домов Н. Тагила. Летом и осенью шла подготовка городка, 5 декабря 1922 г. он был открыт.

Руководство и коллектив Детского городка считали недопустимым соседство с церквями. В результате возник конфликт с прихожанами, который разрешился не в пользу прихода. 3 февраля 1923 г. на заседании культсекции Горсовета большинством голосов было решено оба монастырских храма передать Детскому городку. Решением Нижнетагильского Горсовета от 30 марта 1923 г. церкви полагалось «немедленно закрыть, возбудить ходатайство на продажу утвари и имущества, деньги потратить на Детский городок».

В феврале1932 г. в результате агентурной разработки ОГПУ под кодовым названием «Историческая гниль» в Нижнем Тагиле были арестованы 10 бывших монахинь, которым было предъявлено обвинение в организации контрреволюционной поповско-монашеской организации. Следствию пришлось признать, что «эта группа организационно оформлена не была». Тем не менее, только троих бывших сестер после допроса отпустили, еще троих 8 месяцев содержали под стражей в ходе следствия и освободили только после окончания дела, четверых осудили на 3 года ссылки: троих – в Казахстан, одну – в Сибирь.

Игуменье Марии в 1932 г. было 75 лет. После закрытия монастыря она жила на улице Балагуровке, в доме № 2 (совр. ул. Малая Гальянская). Через 4 месяца следствия ее здоровье резко ухудшилось, допросы были прекращены. В приговоре от 7 сентября она не упоминается, среди отпущенных «за недоказанностью состава преступления» – тоже. Свидетельства о смерти в деле нет, но, вероятнее всего, она не дожила до окончания следствия.

Детский городок в 1930-х гг. был преобразован в Нижнетагильский детский дом № 1. Вплоть до настоящего времени он занимает часть бывшей территории Скорбященского монастыря. В период 1930-х–1980-х гг. были утрачены: все надворные постройки монастыря, жилые дома, ограда монастыря, колокольня, маковица на барабане и портал Скорбященской церкви, портал и купола Вознесенской церкви.

9 июня 1998 г. Святейший Синод благословил восстановление Скорбященского женского монастыря. С 28 декабря 1998 г. его настоятельницей стала матушка Кирилла, в миру – Раиса Николаевна Суворова (1950–2011) (рис. 4) [2, с. 82]. В 1998 г. она была назначена настоятельницей вновь открытого монастыря, с 2007 г. стала игуменьей. В 1993 г. монастырю был выделен в пользование участок территории, с изъятием его из землепользования Детского дома № 1.

ris. (4).JPG

В начале 1990-х гг. были начаты восстановительные реставрационные работы в храмах монастыря. В 1998 г. они осуществлялись ООО «Промальп» (генеральный директор Лобанов Валерий Николаевич). В последующие годы организации, реставрирующие храмы, менялись. В настоящее время работы продолжаются только в Крестовоздвиженском соборе.

С 2011 г. настоятельницей Скорбященского монастыря является матушка Мария, в миру – Мария Александровна Сташевская (рис. 5) [2, с. 107]. Она родилась 19 марта 1967 г. на Ставрополье, в семье педагогов. Окончила три курса факультета журналистики. Решение посвятить себя монашескому служению пришло после встречи со старцем Николаем Гурьяновым с острова Залит. Перед назначением в Скорбященский монастырь матушка Мария 14 лет служила в Свято-Благовещенском монастыре на р. Киржач под Москвой. В Нижнем Тагиле она возглавила общину из 7 сестер (игуменья, монахиня, две инокини, три трудницы).

ris. (5).JPG

 Церковь Иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» (Скорбященская)

 Церковь представляет собой пример позднего псевдорусского стиля с использованием традиций храмов XVII столетия (рис. 6) [1, с. 131]. Храм кирпичный, трехчастный в плане, с прямоугольным алтарем, крытым на два ската. В основе строения – венчаемый куполом объем. Притвор церкви уступчатый по высоте. На фасадах выделены группы из трех окон с килевидным обрамлением; в основании купола – крупные кокошники.

ris. (6).JPG

Кладбищенская церковь на Малой Кушве была заложена в 1864 г. на деньги купца Ивана Ивановича Сергеева как исполнение завещания его отца, умершего в начале 1860-х гг., и приписана к Введенской церкви Нижнетагильского завода. Освящена она была только в 1883 г. Стены храма не расписывались.

В 1920–1922 гг. церковь использовалась как место проживания спецпереселенцев.

В 1923 г. территория монастыря была передана Детскому городку (Нижнетагильский детский дом № 1). В Скорбященской церкви вплоть до 1980-х гг. размещались библиотека и комнаты для кружков. Еще в 1930-х гг. была разрушена колокольня до уровня первого яруса, исторический купол, утрачена маковка под крестом на барабане, изменен вид притвора.

В 1950-х – 1960-х гг. на южной стороне апсиды был прорублен дверной проем, сооружено межэтажное перекрытие и антресоли на втором этаже, что привело к окончательной утрате исторического интерьера. В это же время на восточном фасаде церкви были заложены (закрыты): оконный проем первого этажа, боковые оконные проемы в композиции проемов апсиды второго этажа; на южном и северном фасадах – заложены парные арочные оконные проемы притвора.

Церковь вновь начала функционировать с начала 1990-х гг. До 1998 г. во главе прихода стоял священник отец Фома (Абель). С 1998 г. храм принадлежит Скорбященскому женскому монастырю.

Ремонтно-реставрационные работы велись в основном в 1990-е гг. После восстановления основных конструктивных элементов церкви они были приостановлены, частично продолжаются и в настоящее время.

 

Крестовоздвиженский собор (Вознесенская церковь)

 Собор является примером позднего псевдорусского стиля с богатым кирпичным «узорочьем» в традиции храмов XVII столетия (рис. 7) [1, с. 133]. Он представляет собой кирпичное здание на подклете. Основной, центрического типа объем обладает сложной алтарной частью из трех апсид. С запада выдвинут притвор, над которым, возможно по проекту, предполагалась колокольня, но не была возведена. Увенчание собора – пять луковичных глав на круглых барабанах.

ris. (7).JPG

Прошения о выделении участка под строительство собора сестры богадельни подавали, начиная с 1898 г. Просьба была удовлетворена только после преобразования богадельни в монастырь, в 1904 г.

Автор проекта храма – инженер Емельян Иванович Артёмов.

Е.И. Артёмов родился в 1866 г. в семье коллежского асессора. Он окончил Институт Гражданских инженеров в Санкт-Петербурге со званием гражданского инженера Х класса. Работал в Строительном отделении Областного Правления войска Донского, городовым архитектором в г. Уфа, в Строительном отделении Пермского Губернского Правления. В 1895 г. коллежский асессор Е.И. Артёмов занял должность губернского инженера г. Пермь. В его послужном списке значилось, что он «зарекомендовал себя с отличной стороны знанием дела и внимательным и усердным отношением к своим обязанностям».

Новый храм Нижнетагильского Скорбященского монастыря проектировался трехпрестольным: главный престол – во имя Вознесения Господня, правый придельный алтарь – во имя Святителя Николая Чудотворца, левый придельный алтарь – во имя Преподобного Серафима Саровского Чудотворца.

26 мая 1905 г. состоялась закладка храма в присутствии Преосвященного Владимира, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского. Окончательно строительство было завершено в 1913 г. По преданию, храм частично возведен из кирпича, который обжигали сами монахини на небольшом заводике возле монастыря. Основной строительный материал был предоставлен Горным управлением. Стены храма не расписывались.

Первоначально новый храм назывался во имя Вознесения Господня. В 1913 г. по завершении строительства церковь была переименована в Крестовоздвиженский собор (во имя Воздвижения Святого Креста).

В период существования на территории монастыря концентрационного лагеря (1920–1922 гг.) в Крестоводвиженском соборе располагались казармы. После передачи в 1930-х гг. здания собора детскому дому подклет собора использовался в качестве бани. В период 1920-х–1980-х гг. собор утратил исторический портал, большой и малые купола, малые угловые барабаны.

В начале 1990-х гг. Крестовоздвиженский собор был возвращен верующим, тогда же был вновь освящен алтарь, начаты строительно-реставрационные работы, которые продолжаются и в настоящее время. На сегодняшний день первоначальный облик собора практически полностью восстановлен.

 

Список источников и литературы:

1. Мезенина Т. Г. Нижнетагильские храмы в XVIII–XXI вв. : историко-краеведческие очерки / Т. Г. Мезенина, О. П. Мищенко. – Реж : ОАО «Режевская типография», 2021. – 140 с.

2. От скорби к радости : история Нижнетагильского Скорбященского женского монастыря / авт.-сост. В. А. Чемезова ; ред. игумения Мария (Сташевская). – Нижний Тагил : Скорбященский женский монастырь, 2014. – 120 с.

  

Мищенко О.П., библиограф,
Центральная городская библиотека

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.