Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Урок суровой правды

Состав на первом пути станции Нижний Тагил стоит без локомотива. Он никуда не торопится. В течение двух дней тагильчане смогли увидеть, прочувствовать, запомнить на всю жизнь героику и трагизм Великой Отечественной войны. В нашем городе сделал остановку Поезд Победы.

– Здравствуйте. Меня зовут Лидия. Родилась в Тамбове в 1922 году. Выросла в семье машиниста. Жизнь навсегда связала меня с железной дорогой. За четыре года Великой Отечественной войны я прошла маршруты от Гомеля до Москвы и от Сталинграда до Берлина. Об этом нелегком пути хочу рассказать вам. Можно отправляться, – приглашает в путешествие гостей аудиогид.

И мы под стук колес заходим в первый вагон Поезда Победы, где кипит еще довоенная жизнь. Матросики знакомятся с попутчицами, студенты о чем-то горячо спорят, смотрит в окно женщина в восточном наряде... Такими были наши бабушки и дедушки накануне войны. Железная дорога служила главной связующей артерией огромной страны, а после 22 июня 1941 года стала надежной ее опорой в борьбе с захватчиками.

Идем по составу. Каждый вагон открывает новую страницу военной истории. Фигуры из воска столь реалистичны, что вдруг забываешь – за окном мирный тагильский август. Становишься рядом с бойцами Брестской крепости, вытягиваешься в струнку, отдавая честь полковому знамени, склоняешься над картой в штабном вагоне. Каждый из экскурсантов переживает в этом поезде личные эмоции.

В банно-прачечном вагоне голос в наушниках рассказывает, как отмывали плененного под Сталинградом фельдмаршала Паулюса. А я вспоминала, как мой дедушка Николай Казанцев гордился отправкой в 1942 году со станции Гороблагодатской банно-прачечного состава, который был сформирован на деньги местных жителей.

В санитарном вагоне ветеран СВО, старший лейтенант в отставке, участник региональной программы «Управленческие кадры Урала» Александр Петраков замирает при словах аудиогида о том, что бойцы, получив увечья, не хотели жить, выбрасывались на ходу из поезда. Сам Александр был тяжело ранен на фронте, потерял руку, пережил клиническую смерть.

– Такие ситуации бывают и сейчас, – говорит Александр Евгеньевич. – Некоторые вчерашние бойцы с серьезными ранениями не верят, что у них впереди счастливая и насыщенная жизнь. Они должны знать, что дороги Родине, что будет сделано все возможное для их физической и психологической реабилитации.

На выставку Александр Петраков пришел с дочкой. 11-летняя Есения едва сдерживала слезы, проходя по вагону – концентрационному бараку или всматриваясь в руины блиндажа с ранеными. Суровая правда боев предстает в каждом эпизоде музея на колесах. Все, кто посетил уникальную экспозицию, признаются, что пережили глубокое эмоциональное потрясение, заглянув в сердцевину страшной войны.

– Оба мои деда прошли войну, и я много знал о том времени, но сегодня эта тема раскрылась для меня еще полнее, – поделился после посещения музея «Поезд Победы» глава Нижнего Тагила Владислав Пинаев. – Наш президент говорит о важности сохранения истории и памяти о Великой Отечественной войне, поэтому такие экспозиции актуальны как никогда.

С главой солидарен и председатель нижнетагильской Думы Вадим Раудштейн:

– Это уникальное явление. Авторы проекта смогли в несколько вагонов вместить историю Великой Отечественной войны. – Поразил эффект присутствия. Экскурсия оставляет сильные ощущения.

Это настоящий урок исторической правды. Он полезен взрослым и просто необходим молодежи, формирующей свой взгляд на прошлое страны. В первый раз Поезд Победы тронулся с Белорусского вокзала в 2020 году. Его создание приурочено к 75-летию Победы. За все время передвижная выставка побывала в 200 городах, ее увидели более миллиона россиян и белорусов.

Галина Соколова.

Источник:

Соколова Г. Урок суровой правды : [тагильчанин, участник СВО Александр Евгеньевич Петраков посетил передвижную выставку в Поезде Победы] // Тагильский рабочий. – 2025. – 14 августа (№ 91). – С. 5 : фот.

Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.