Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

   

Уважаемые посетители!
Предлагаем вам знакомство с интересными изданиями из фондов МБУК «ЦГБ»
в цикле «Книга открывает тайны, или Рассказы библиографа».

В очередном обзоре цикла представляем вашему вниманию книгу «Русские традиции. Правила хорошего тона». Она вышла в 2015 году в московском издательстве «Олма Медиа Групп».

 10001.jpg



Текст этой книги воспроизведён по изданию XIX века «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон»: сборник советов и наставлений на все случаи домашней и общественной жизни. Книга была напечатана в Санкт-Петербурге в 1889 году. Её составителями были Юрьев и Владимирский.


Авторы издания подробно рассказывают, как было принято держать себя на именинах, свадьбах, юбилеях, на прогулках, в театре и в других общественных местах.

Читателям предоставлена возможность узнать, как вели себя дамы и кавалеры на балах и званых вечерах, как одевались на крестины и рауты, что полагалась дарить на дни рождения и свадьбы и не только. Увлекательно повествуется об обязанности крёстных отцов и матерей, о том, как соблюдать траур по умершему человеку, и многое другое. Из книги читатель узнает даже о том, какие сны надлежало смотреть приличной незамужней девушке, сколько раз можно без риска для репутации поднять глаза на холостого собеседника, в какой шляпке можно было ездить только в карете и в какой строго-настрого запрещалось ходить в магазин.

Как вы уже поняли, речь пойдёт об этикете, если точнее, об истории этикета. Утончённость, изящество манер, одним словом, этикет – всё это всегда живо интересовало людей и диктовало их поведение. Конечно, время вносило свои коррективы. Некоторые нормы этикета отмирали, становились архаичными, другие просто немного менялись.

Этикет есть не что иное, как собрание (или свод) правил и формальностей, касающихся внешности и образа действий в общежитии того общества, которое принято называть хорошим, то есть благовоспитанным.

Зная этикет той или иной страны или эпохи, можно практически наглядно увидеть жизнь людей, представить, как они обращались друг с другом, какие правила поведения были у них.

Сборник открывает Введение, в котором два раздела.

В первом разделе Введения рассказано об истории этикета: где, прежде всего, появился этикет и как он развивался в разных странах.

Англию и Францию называют обычно «классическими странами этикета». Согласно историческим источникам этикет зародился в XIV-XV веках. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе, дикий произвол и феодальные порядки держались по всей Европе в этот период в полной мере. А высшее общество таких стран как Англия и Франции было ещё далеко от всего того, что называется этикетом.

Исключение составляла одна лишь Италия. В XV веке – это страна почти новой культуры. В ней царит спокойствие, появляются фабрики, граждане занимаются торговлей, банковскими операциями и наживают деньги, с тем, чтобы тратить их, как подобает умным людям. Войны не тревожат итальянцев. Они ведут их руками наёмников. В стране расцветает искусство, живопись. Италия в те времена была гораздо утончённая, более богатая, более образованная, более других способная украсить себе жизнь, то есть наслаждаться и производить художественные создания. Поэтому именно Италия заслуживает по справедливости быть названной «родиной этикета».

Второй раздел Введения представлен историческим очерком «Начало и развитие этикета в России».

В нашей стране, как в современной России, так и в России прежних времён, были и есть люди, которые с пренебрежением относились и до сих пор относятся к некоторым правилам этикета.

Таким людям надо вспомнить о том, какое громадное значение придавал правилам светского общежития русский император и преобразователь Пётр I. Не для потехи стриг он бороды и подрезал длинные полы кафтанов у своих бояр. Не ради прихоти повелел он выпустить русских женщин из их вечного заточения в теремах. Он ясно понимал, что надо воспитывать в людях гуманность и уважение к чужой личности, и особенно к женщине. Дать женщине полную возможность, в силу мягкости и нежности её души, смягчать грубые нравы общества. И поэтому надо выпустить женщину из терема и позволить ей занять в обществе то место и ту роль, к которым она предназначена самой природой.

 30.jpg


Вступив на престол, Пётр I твёрдо решил преобразовать нравы своих подданных. Это намерение усилилось в нём с 1718 года, после второго его путешествия в Европу.

Многие нововведения императора встретили препятствия в народе, свято повиновавшемся обычаям старины. Простой народ вместе с русской одеждой хранил обычаи старины очень долго. Большая часть коренных русских вельмож, исполняя его волю, также старались по-прежнему придерживаться тех обычаев родной старины, в которых они выросли, и которые получили в наследство от своих отцов. Хотя открыто никто не посмел противостоять воле императора.

А были и такие, кто хотел угодить императору в его преобразованиях. К ним относились особы, приближённые к Петру I, а также те, которые ранее были отправлены в чужие края на обучение (за границу). Они возвратились на родину просвещёнными, с желанием сблизиться с народом, и поставить русское общество на европейскую ногу.

Между боярами, которые поддержали императора в преобразовании русских нравов, первое место занимал фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. Он первый появился перед Петром во французском кафтане с Мальтийским крестом на груди и с осыпанной бриллиантами шпагой.

Самым приближённым к императору был его любимец Александр Меншиков, который всегда и во всём поддерживал Петра I. Роскошные праздники князя Меншикова, богатое убранство его дворцов, красивые и дорогие одежды больше всех походили на европейские.

Семейная жизнь русских бояр до петровских реформ была патриархальной. Особенно уважались родственные связи. На семейный праздник все родные съезжались к тому, кто его устраивал. Старший родственник занимал самое почётное место; прочие, мужчины и женщины, составив около него большой круг, ждали позволения сесть.

В дворянских домах и некоторые слуги имели привилегии перед прочими. Например, няня заведовала всем хозяйством, шут или дурак садился иногда за стол с господином, и ему позволялось говорить всё, что приходило на ум.

А вот женщины не имели в те времена никакого влияния на общество. Они показывались среди мужчин очень редко, и то на несколько минут во время праздничных застолий, чтобы поднести гостям чаши с вином, пивом и мёдом. Этим ограничивалось их участие в обществе, пока указы Петра I не дали им прав, равных с правами мужчин.

Всё это со временем изменялось, но не так быстро.

Более подробно узнать о реформах Петра I, светской и семейной жизни, отношениях между мужчинами и женщинами, об убранстве дворянских теремов, роскошных праздниках, о правилах светской жизни во времена петровских реформ и многом другом можно в этой части сборника «Русские традиции. Правила хорошего тона».

 10002.jpg




Весь сборник состоит из 6-ти разделов: «В семье», «Об обязанностях вообще», «Гражданские акты. Семейные праздники», «Светский этикет», «Увеселения», «Общие советы в разных случаях общественной жизни». Материал очень интересный и заслуживает внимание читателей.

Первая часть называется «В семье», и в главе «Репутация» так рассказано о том, что такое репутация и как её завоевать: «Хорошая репутация приобретается умением держать себя в обществе и выбором знакомств».

В главе «Родственные отношения» можно прочитать о том, что обязанности отцов, матерей, детей, родственников и друзей составляют собой основы родственных отношений.

 10006.jpg  



В главе «Образование и воспитание» большое внимание уделено образованию членов семьи, особенно, образованию жены: «Женщины не должны быть лишены научного образования, так как они могут принести пользу самой науке и содействовать её успеху».

Из следующих глав этого раздела можно узнать о роли труда при воспитании подрастающих членов семьи (Глава «Труд»). О том, что быть чистоплотным – значит старательно заботиться о своём здоровье, чистоте своего тела и одежды, которую носишь. А также о чистоте в доме и опрятности, требуемой приличием (Главы: «Чистоплотность», «Порядок и экономия», «Кое-что о роскоши», «Туалет»).

 10004.jpg  



Из главы «Туалет» читателям интересно будет узнать о том, как важно было, например, для мужчин умение одеваться. В XIX веке к вещам, неуместным во внешнем виде мужчин приписывали вышитые рубашки, вычурные часовые цепочки, брелоки и тому подобные вещицы. А самый приличный цвет для вечерней мужской одежды – чёрный.

Туалет для дам и девиц должен был отличаться простотой даже в самом богатом наряде, и обязательно соответствовать возрасту женщины. Уважающая себя женщина никогда не должна была строго придерживаться моды, которая шокирует скромность и стыдливость. Рассудительная женщина придерживается моды, но не преувеличивает и больше всего старается не опережать моду. А главное правило того времени для туалета дам и девиц – это никогда не надо показывать озабоченность своим костюмом.

 10008.jpg  



Вторая часть книги «Об обязанностях вообще» познакомит читателей с обязанностями относительно родителей, родных и близких, а также по отношению к подчинённым и к прислуге. И не менее интересно будет читателям узнать об обязанности по отношению к самому себе.

Третья часть книги называется «Гражданские акты. Семейные праздники». Читатели узнают о том, что к ним относятся, в первую очередь, три великих события жизни человека, а именно: рождение, брак и погребение.

Конечно, любая страна имеет свои обычаи, подчиняться которым должен каждый порядочный человек. И, если кто-то не знает или не знаком с ними, ничто не помешает ему осуществить это знакомство.


В одной из глав этого раздела подробно описаны обряды, связанные с рождением ребёнка и крестинами (не путать с обрядом крещения). Интересно читать о том, как соблюдали при крестинах определённые правила, например, выбор и приглашение крестных отца и матери, что входило в их обязанности, каким требованиям они должны были соответствовать и какие обстоятельства могли позволить выбранным отказаться от этой почётной обязанности.

Из главы «Свадьба» читатели узнают о том, как проходил в прежние времена выбор жениха и невесты, в частности – основные условия для жениха и невесты при выборе друг друга. Какие правила надо было соблюдать, делая предложение, и как должна была проходить помолвка молодых.

 10009.jpg



А ещё будет интересно узнать об обручении, проведении девичника и подарках, которые жених обязан был дарить не только невесте, но и её родителям, братьям и сёстрам девушки.

Современные люди, скорее всего, не знают, что такое «свадебная корзинка» и что в неё входило в прошлые времена. Кто такой шафер, какие обязанности он выполняет во время бракосочетания и свадьбы, и почему он должен быть обязательно холостым.

В наше время невеста в конце свадьбы бросает через голову подругам свой свадебный букет. А в прошлые времена невеста дарила шаферам и подругам бонбоньерки (красиво оформленные коробки с конфетами) и веточки из своего венка. Вот такие были обычаи!


Подробно описаны семейные праздники прошлых времен, которые тогда делились на периодические и случайные. Чем они отличались, какие правила существовали для их празднования, и в каком случае семейные праздники отмечались в более или менее пышной обстановке можно прочитать в этой главе «Семейные праздники».

Из главы «Кончина и погребение» читатели узнают о поведении на похоронах в прошлые времена.

Оказывается, для того чтобы присутствовать на погребении, надо было обязательно получить приглашение на данное мероприятие. И особенно, соблюдать все правила, которые были приняты в обществе. Какие-то правила сохранились до наших времён. Например, являться в траурной одежде, выразить сочувствие родным усопшего, идти за гробом молча, с печальным и сосредоточенным видом, желательно с непокрытой головой (мужчинам).

И немного о трауре. В горькие минуты ухода близких и дорогих людей, тоже важно соблюсти все правила погребения и траура.

Оказывается, есть два вида траура: глубокий и обыкновенный. Глубокий разделяется на три периода, продолжительность которых зависит от того, после какого усопшего он соблюдается. В книге подробно рассказано об этом.

И не мешает всегда помнить прекрасное правило, перешедшее к нам от древних римлян: «de mortius ant dene, nihil», то есть «о мёртвых или ничего не говорят, или только хорошее».

 10012.jpg



Часть четвёртая книги носит название «Светский этикет». В ней несколько глав: «Учтивость», «Вежливость», «Благопристойность», «Разговор», «Визиты», «Представления или рекомендации» и «Гостеприимство».

Под словом «свет» в данном случае подразумевается интеллигентное, привилегированное и благовоспитанное общество в какой-либо более или менее цивилизованной стране. И состоит светское общество из людей, отличающихся своим умом, учёностью, каким-нибудь талантом, природными достоинствами, или, наконец, вежливостью и приличием. Быть названным «светским человеком» – это значит получить похвалу в обществе.


Один из разделов четвёртой части книги называется «О шутках». Сегодня мы бы сказали, что это небольшой текст или фраза юмористического содержания с элементами иронии, сарказма и так далее.

В XIX веке шуткой называли остроумное и деликатное изречение о каких-либо маловажных предметах. И по правилам тех времён шутка в разговоре позволительна только в таком случае, если она никого из присутствующих не оскорбляет.

Но не надо путать шутку с насмешками над человеком. Какие шутки в светском обществе прошлого времени были позволены, а какие недопустимы? Почему в приличном обществе нестерпимы шутки, переходящие в грубость, каким наказанием такая шутка могла служить для шутника? И почему не стоит никогда подражать людям, имеющим отвратительную привычку, для собственной потехи, осыпать других людей насмешками? Об этом можно прочитать интересную информацию из книги. И понять, когда и с кем можно шутить, а когда не стоит.

Вот один из хороших советов для людей во все времена: «Дурная привычка насмехаться, приобретённая в молодости, влияет на всю жизнь. Люди, любящие насмехаться над другими, редко бывают добрыми и благородными».

Интересно содержание пятой части книги «Увеселения». В неё входят главы «Вечера, игры и концерты», «Осанка, манеры и поклоны», «Прогулки», «Пикники и рауты», «Балы и театры».

Излишняя застенчивость в обществе того времени часто принималась за глупость, а фанфаронство (поведение человека, хвастливо выставляющего на показ свои мнимые достоинства) – за высокомерие и нахальство.

 10015.jpg


Игры в XIX веке были разные. Они делились на безобидные общие игры и карточные. Общих безобидных игр (их ещё называли невинными) было большое количество, например – «Рифмы», «Игра в слоги», «Розыгрыш фантов», «Птицы летят», «Игра в биографию» и другие. Такими играми забавлялись на вечерах во многих домах и, как правило, управляла ими хозяйка дома или одна из её приятельниц.

Что касается карточных игр. Да в них играли не только в прошлые времена, играют и сейчас. Были свои правила поведения во время игры, которые нужно было не только знать, но и обязательно соблюдать. И сами игры были разными. Так, в XIX веке популярностью пользовались такие, как вист, винт, преферанс, пикет и другие. И это не всегда было безопасным времяпрепровождением.


Составители книги «Русские традиции. Правила хорошего тона» предостерегали молодых людей от игровой зависимости. Ведь чрезмерное увлечение карточной игрой приводило к плачевным результатам: потерей состояния, репутации, к долгам и банкротству. Цитата: «Есть немало примеров, когда эта азартная страсть была причиной погибели целой семьи, когда она, эта страсть, окончательно убивала в человеке все нравственные начала».

И в то же время, по правилам XIX века знание карточных игр приветствовалось в обществе. Почему? Ответ читатели найдут на страницах книги.

Интересно будет узнать о поведении людей XIX века не только в обществе, но и на улице во время прогулок и гуляний. О приветствиях, которыми обменивались при встрече друг с другом (отдельно между женщинами, отдельно между мужчинами), о том, как надо было вести себя в карете, и кому, в первую очередь, положено было уступать почётные места в экипаже.

 10017.jpg  10018.jpg
 10019.jpg






В разделе «Балы и театры» читатели узнают не только о том, что вечера и балы это – разные мероприятия. Но и о том, что первые балы появились в России по указу Петра Великого, после возвращения его из-за границы. В 1719 году император издал указ о неслыханных до того времени совместных собраниях для мужчин и женщин, называемых ассамблеями.

Ассамблеи были устроены следующим образом. В одной комнате танцевали; в другой находились шахматы и шашки; в третьей трубки с деревянными спичками для курения, табак, рассыпанный на столах, и бутылки с винами. Кто-то спросит: «А почему на столах были шахматы и шашки, а не карты?». Пётр Первый не терпел карт и предпочитал им шашки, а особенно шахматы, игру, которую очень любил, и в которой он почти не находил себе равных.

 10020.jpg  




Ассамблеи переродились в балы, на которых очень много танцевали. Знание всех танцев приветствовалось, а незнание считалось (особенно для девушки) недостатком воспитания.

О том, какое впечатление произвёл указ императора на общество того времени, как устроены были ассамблеи, как надо было одеваться и вести себя на них, кто мог и должен был их посещать и даже какая именно музыка звучала на них, и какие танцы исполнялись можно прочитать в этой главе.

 10025.jpg  



Последняя шестая часть нашей книги называется «Общие советы в разных случаях общественной жизни». В неё входят три главы «Гощение», «Домоводство», «О прислуге».

Интересно название главы «Гощение». Она включает рассказ о поведении людей в чужом доме, когда приходилось пребывать (гостить) или посещать его по приглашению в гости. Здесь, прежде всего, надо помнить пословицу: «В чужой дом со своим уставом не ходят». И никогда не злоупотреблять обычной фразой хозяев: «Пожалуйста, чувствуйте себя у нас и пользуйтесь всем, как у себя дома».

 10022.jpg


Читатели познакомятся с правилами написания корреспонденции. Под словом «корреспонденция» в XIX веке подразумевается ряд писем или переписка. Сюда входили письма, рекомендации, записки, приглашения, деловые бумаги, обращения и подписи.

Приведена таблица титулов, из которой можно узнать о том, как правильно надо обращаться к тому, или иному лицу, например, к государю, к гражданским и военным людям, к людям духовного сана. И к кому обращение надо начинать со слова «Всемилостивейший», «Милостивый», «Ваша светлость», или «Ваше благородие» и так далее.


Глава «Домоводство» будет интересна тем, что в ней рассказано подробно не только о ведении хозяйства, но и оформлении пространства во дворцах, в богатых домах дворянства и даже в убогих квартирах скромных чиновников XIX века. Читатели узнают, что, несмотря на разные слои населения того времени, везде видна основная тенденция, выражающаяся разделением парадных комнат от внутренних помещений.

 10027.jpg  10028.jpg


Не только оформление стен, потолков и полов, но и подбор мебели, произведений искусства, драпировка комнат всё это имело большое значение. Так, например, к драпировке комнат относили и комнатные цветы, без которых не обходилось ни одно из помещений дома, за исключением спальни.

 10026.jpg



В спальне цветы и растения не должны были находиться, потому что они ночью портят воздух, а его чистота должна быть всегда в комнатах для ночного отдыха. В других помещениях должен был быть представлен ряд обязательных для того времени растений. 

Цветущие растения, как правило, стояли в ярких фарфоровых горшках, и на узорчатых геридонах (маленький столик на одной резной ножке). Как в прошлые, так и в нынешние времена считается, что зеленые растения и цветы мягко и успокоительно действуют на душу человека.

 10031.jpg  


В домах богатых людей всегда были кабинет, гостиная, столовая, спальня, будуар, детская и передняя комнаты. Будуар – это дамская комната или дамский кабинет. Это комната, в которую удалялась хозяйка, если она желала остаться наедине, например, для чтения книги, для написания и чтения писем, для отдыха или приёма определённого круга людей, хотя для последней цели в богатых домах была предназначена гостиная.
 
В будуаре всегда кроме специально подобранной мебели, цветов и растений, которые украшали его, на письменном столике находились небольшие, изящной работы металлические, фарфоровые или бронзовые безделушки. Их каждая хозяйка будуара выбирала их по своему вкусу. И в современном мире многие женщины в своих домах и квартирах имеют такие вещицы, близкие их сердцу, несмотря на то, что позволить себе отдельную комнату могут не все.


Это только небольшая часть интересных сведений и фактов из книги «Русские традиции. Правила хорошего тона», которая выпущена в серии «Классика в иллюстрациях». Она интересна не только содержанием текстов, но и прекрасными репродукциями художников разных стран прошлых времён.

В книгу вошли иллюстрации и фрагменты картин как русских художников – Б. Кустодиева, К. Маковского, П. Федотова, К. Коровина, И. Крамского, так и зарубежных – Эдуарда Мане, Дж. Тиссо, Огюста Ренуара, Эдуарда Дега и многих других.

Более 70-ти тщательно подобранных иллюстраций художников разных стран делают книгу привлекательной, украшают её и помогают лучше понять текст. Ведь благодаря иллюстрациям, как правило, и возникает интерес к книге.

Полный список всех иллюстраций представлен в конце издания с указанием страниц, художников и названием картин.

Надеемся, что читатели оценят и текст, и оформление книги «Русские традиции. Правила хорошего тона».

Какие-то наставления и правила сегодня, несомненно, вызовут улыбку читателей, но не сделают чтение этой книги менее интересными, а может даже станут полезными и актуальными для современного человека. Ведь этикет – это правила поведения в обществе, а достойное поведение актуально во все времена.

Приглашаем вас в Центральную городскую библиотеку и в библиотеки нашего города.

   Литература:

Видова М. «Зерцало юности» : [о правилах поведения и приличия, а также уложении Петра I о прилежном воспитании отроков «Юности честное зерцало»] // Право плюс. – 2017. – 2 февр. (№ 5). – С. 1, 6 : ил.
ОСЛ

87.78
Лаврентьева Е. В. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет / Е.В. Лаврентьева. – Москва : Молодая гвардия, 2005. – 663 с., [16] л. ил.
14

63.5
Русские традиции. Правила хорошего тона. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2015. – 297, [6] с. : цв. ил. – (Классика в иллюстрациях).
ОСЛ

87.78
Этикет в будни и праздники. – Москва : Мир книги, 2003. – 350 с. : ил.
8

Материал подготовила библиограф справочно-библиографического отдела
Центральной городской библиотеки Стаканчикова О. А.

 


Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.