Обзор книги «Русские традиции. Правила хорошего тона» 16+
Уважаемые посетители!
Предлагаем вам знакомство с интересными изданиями из фондов МБУК «ЦГБ»
в цикле «Книга открывает тайны, или Рассказы библиографа».
В очередном обзоре цикла представляем вашему вниманию книгу «Русские традиции. Правила хорошего тона». Она вышла в 2015 году в московском издательстве «Олма Медиа Групп».
![]() |
Текст этой книги воспроизведён по изданию XIX века «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон»: сборник советов и наставлений на все случаи домашней и общественной жизни. Книга была напечатана в Санкт-Петербурге в 1889 году. Её составителями были Юрьев и Владимирский.
|
Авторы издания подробно рассказывают, как было принято держать себя на именинах, свадьбах, юбилеях, на прогулках, в театре и в других общественных местах.
Читателям предоставлена возможность узнать, как вели себя дамы и кавалеры на балах и званых вечерах, как одевались на крестины и рауты, что полагалась дарить на дни рождения и свадьбы и не только. Увлекательно повествуется об обязанности крёстных отцов и матерей, о том, как соблюдать траур по умершему человеку, и многое другое. Из книги читатель узнает даже о том, какие сны надлежало смотреть приличной незамужней девушке, сколько раз можно без риска для репутации поднять глаза на холостого собеседника, в какой шляпке можно было ездить только в карете и в какой строго-настрого запрещалось ходить в магазин.
Как вы уже поняли, речь пойдёт об этикете, если точнее, об истории этикета. Утончённость, изящество манер, одним словом, этикет – всё это всегда живо интересовало людей и диктовало их поведение. Конечно, время вносило свои коррективы. Некоторые нормы этикета отмирали, становились архаичными, другие просто немного менялись.
Этикет есть не что иное, как собрание (или свод) правил и формальностей, касающихся внешности и образа действий в общежитии того общества, которое принято называть хорошим, то есть благовоспитанным.
Зная этикет той или иной страны или эпохи, можно практически наглядно увидеть жизнь людей, представить, как они обращались друг с другом, какие правила поведения были у них.
Сборник открывает Введение, в котором два раздела.
В первом разделе Введения рассказано об истории этикета: где, прежде всего, появился этикет и как он развивался в разных странах.
Англию и Францию называют обычно «классическими странами этикета». Согласно историческим источникам этикет зародился в XIV-XV веках. Грубость нравов, невежество, поклонение грубой силе, дикий произвол и феодальные порядки держались по всей Европе в этот период в полной мере. А высшее общество таких стран как Англия и Франции было ещё далеко от всего того, что называется этикетом.
Исключение составляла одна лишь Италия. В XV веке – это страна почти новой культуры. В ней царит спокойствие, появляются фабрики, граждане занимаются торговлей, банковскими операциями и наживают деньги, с тем, чтобы тратить их, как подобает умным людям. Войны не тревожат итальянцев. Они ведут их руками наёмников. В стране расцветает искусство, живопись. Италия в те времена была гораздо утончённая, более богатая, более образованная, более других способная украсить себе жизнь, то есть наслаждаться и производить художественные создания. Поэтому именно Италия заслуживает по справедливости быть названной «родиной этикета».
Второй раздел Введения представлен историческим очерком «Начало и развитие этикета в России».
В нашей стране, как в современной России, так и в России прежних времён, были и есть люди, которые с пренебрежением относились и до сих пор относятся к некоторым правилам этикета.
Таким людям надо вспомнить о том, какое громадное значение придавал правилам светского общежития русский император и преобразователь Пётр I. Не для потехи стриг он бороды и подрезал длинные полы кафтанов у своих бояр. Не ради прихоти повелел он выпустить русских женщин из их вечного заточения в теремах. Он ясно понимал, что надо воспитывать в людях гуманность и уважение к чужой личности, и особенно к женщине. Дать женщине полную возможность, в силу мягкости и нежности её души, смягчать грубые нравы общества. И поэтому надо выпустить женщину из терема и позволить ей занять в обществе то место и ту роль, к которым она предназначена самой природой.
![]() |
Многие нововведения императора встретили препятствия в народе, свято повиновавшемся обычаям старины. Простой народ вместе с русской одеждой хранил обычаи старины очень долго. Большая часть коренных русских вельмож, исполняя его волю, также старались по-прежнему придерживаться тех обычаев родной старины, в которых они выросли, и которые получили в наследство от своих отцов. Хотя открыто никто не посмел противостоять воле императора.
|
Между боярами, которые поддержали императора в преобразовании русских нравов, первое место занимал фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. Он первый появился перед Петром во французском кафтане с Мальтийским крестом на груди и с осыпанной бриллиантами шпагой.
Самым приближённым к императору был его любимец Александр Меншиков, который всегда и во всём поддерживал Петра I. Роскошные праздники князя Меншикова, богатое убранство его дворцов, красивые и дорогие одежды больше всех походили на европейские.
Семейная жизнь русских бояр до петровских реформ была патриархальной. Особенно уважались родственные связи. На семейный праздник все родные съезжались к тому, кто его устраивал. Старший родственник занимал самое почётное место; прочие, мужчины и женщины, составив около него большой круг, ждали позволения сесть.
В дворянских домах и некоторые слуги имели привилегии перед прочими. Например, няня заведовала всем хозяйством, шут или дурак садился иногда за стол с господином, и ему позволялось говорить всё, что приходило на ум.
А вот женщины не имели в те времена никакого влияния на общество. Они показывались среди мужчин очень редко, и то на несколько минут во время праздничных застолий, чтобы поднести гостям чаши с вином, пивом и мёдом. Этим ограничивалось их участие в обществе, пока указы Петра I не дали им прав, равных с правами мужчин.
Всё это со временем изменялось, но не так быстро.
Более подробно узнать о реформах Петра I, светской и семейной жизни, отношениях между мужчинами и женщинами, об убранстве дворянских теремов, роскошных праздниках, о правилах светской жизни во времена петровских реформ и многом другом можно в этой части сборника «Русские традиции. Правила хорошего тона».
![]() |
Первая часть называется «В семье», и в главе «Репутация» так рассказано о том, что такое репутация и как её завоевать: «Хорошая репутация приобретается умением держать себя в обществе и выбором знакомств». |
![]() |
В главе «Образование и воспитание» большое внимание уделено образованию членов семьи, особенно, образованию жены: «Женщины не должны быть лишены научного образования, так как они могут принести пользу самой науке и содействовать её успеху».
|
![]() |
|
![]() |
Конечно, любая страна имеет свои обычаи, подчиняться которым должен каждый порядочный человек. И, если кто-то не знает или не знаком с ними, ничто не помешает ему осуществить это знакомство.
|
В одной из глав этого раздела подробно описаны обряды, связанные с рождением ребёнка и крестинами (не путать с обрядом крещения). Интересно читать о том, как соблюдали при крестинах определённые правила, например, выбор и приглашение крестных отца и матери, что входило в их обязанности, каким требованиям они должны были соответствовать и какие обстоятельства могли позволить выбранным отказаться от этой почётной обязанности.
Из главы «Свадьба» читатели узнают о том, как проходил в прежние времена выбор жениха и невесты, в частности – основные условия для жениха и невесты при выборе друг друга. Какие правила надо было соблюдать, делая предложение, и как должна была проходить помолвка молодых.
![]() |
Современные люди, скорее всего, не знают, что такое «свадебная корзинка» и что в неё входило в прошлые времена. Кто такой шафер, какие обязанности он выполняет во время бракосочетания и свадьбы, и почему он должен быть обязательно холостым.
В наше время невеста в конце свадьбы бросает через голову подругам свой свадебный букет. А в прошлые времена невеста дарила шаферам и подругам бонбоньерки (красиво оформленные коробки с конфетами) и веточки из своего венка. Вот такие были обычаи! |
Подробно описаны семейные праздники прошлых времен, которые тогда делились на периодические и случайные. Чем они отличались, какие правила существовали для их празднования, и в каком случае семейные праздники отмечались в более или менее пышной обстановке можно прочитать в этой главе «Семейные праздники».
Из главы «Кончина и погребение» читатели узнают о поведении на похоронах в прошлые времена.
Оказывается, для того чтобы присутствовать на погребении, надо было обязательно получить приглашение на данное мероприятие. И особенно, соблюдать все правила, которые были приняты в обществе. Какие-то правила сохранились до наших времён. Например, являться в траурной одежде, выразить сочувствие родным усопшего, идти за гробом молча, с печальным и сосредоточенным видом, желательно с непокрытой головой (мужчинам).
И немного о трауре. В горькие минуты ухода близких и дорогих людей, тоже важно соблюсти все правила погребения и траура.
Оказывается, есть два вида траура: глубокий и обыкновенный. Глубокий разделяется на три периода, продолжительность которых зависит от того, после какого усопшего он соблюдается. В книге подробно рассказано об этом.
И не мешает всегда помнить прекрасное правило, перешедшее к нам от древних римлян: «de mortius ant dene, nihil», то есть «о мёртвых или ничего не говорят, или только хорошее».
![]() |
|
Один из разделов четвёртой части книги называется «О шутках». Сегодня мы бы сказали, что это небольшой текст или фраза юмористического содержания с элементами иронии, сарказма и так далее.
В XIX веке шуткой называли остроумное и деликатное изречение о каких-либо маловажных предметах. И по правилам тех времён шутка в разговоре позволительна только в таком случае, если она никого из присутствующих не оскорбляет.
Но не надо путать шутку с насмешками над человеком. Какие шутки в светском обществе прошлого времени были позволены, а какие недопустимы? Почему в приличном обществе нестерпимы шутки, переходящие в грубость, каким наказанием такая шутка могла служить для шутника? И почему не стоит никогда подражать людям, имеющим отвратительную привычку, для собственной потехи, осыпать других людей насмешками? Об этом можно прочитать интересную информацию из книги. И понять, когда и с кем можно шутить, а когда не стоит.
Вот один из хороших советов для людей во все времена: «Дурная привычка насмехаться, приобретённая в молодости, влияет на всю жизнь. Люди, любящие насмехаться над другими, редко бывают добрыми и благородными».
Интересно содержание пятой части книги «Увеселения». В неё входят главы «Вечера, игры и концерты», «Осанка, манеры и поклоны», «Прогулки», «Пикники и рауты», «Балы и театры».
Излишняя застенчивость в обществе того времени часто принималась за глупость, а фанфаронство (поведение человека, хвастливо выставляющего на показ свои мнимые достоинства) – за высокомерие и нахальство.
![]() |
|
Составители книги «Русские традиции. Правила хорошего тона» предостерегали молодых людей от игровой зависимости. Ведь чрезмерное увлечение карточной игрой приводило к плачевным результатам: потерей состояния, репутации, к долгам и банкротству. Цитата: «Есть немало примеров, когда эта азартная страсть была причиной погибели целой семьи, когда она, эта страсть, окончательно убивала в человеке все нравственные начала».
И в то же время, по правилам XIX века знание карточных игр приветствовалось в обществе. Почему? Ответ читатели найдут на страницах книги.
Интересно будет узнать о поведении людей XIX века не только в обществе, но и на улице во время прогулок и гуляний. О приветствиях, которыми обменивались при встрече друг с другом (отдельно между женщинами, отдельно между мужчинами), о том, как надо было вести себя в карете, и кому, в первую очередь, положено было уступать почётные места в экипаже.
![]() |
![]() |
![]() |
|
Ассамблеи были устроены следующим образом. В одной комнате танцевали; в другой находились шахматы и шашки; в третьей трубки с деревянными спичками для курения, табак, рассыпанный на столах, и бутылки с винами. Кто-то спросит: «А почему на столах были шахматы и шашки, а не карты?». Пётр Первый не терпел карт и предпочитал им шашки, а особенно шахматы, игру, которую очень любил, и в которой он почти не находил себе равных.
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
Читатели познакомятся с правилами написания корреспонденции. Под словом «корреспонденция» в XIX веке подразумевается ряд писем или переписка. Сюда входили письма, рекомендации, записки, приглашения, деловые бумаги, обращения и подписи.
|
Глава «Домоводство» будет интересна тем, что в ней рассказано подробно не только о ведении хозяйства, но и оформлении пространства во дворцах, в богатых домах дворянства и даже в убогих квартирах скромных чиновников XIX века. Читатели узнают, что, несмотря на разные слои населения того времени, везде видна основная тенденция, выражающаяся разделением парадных комнат от внутренних помещений.
![]() |
![]() |
Не только оформление стен, потолков и полов, но и подбор мебели, произведений искусства, драпировка комнат всё это имело большое значение. Так, например, к драпировке комнат относили и комнатные цветы, без которых не обходилось ни одно из помещений дома, за исключением спальни.
![]() |
Цветущие растения, как правило, стояли в ярких фарфоровых горшках, и на узорчатых геридонах (маленький столик на одной резной ножке). Как в прошлые, так и в нынешние времена считается, что зеленые растения и цветы мягко и успокоительно действуют на душу человека.
|
![]() |
|
Это только небольшая часть интересных сведений и фактов из книги «Русские традиции. Правила хорошего тона», которая выпущена в серии «Классика в иллюстрациях». Она интересна не только содержанием текстов, но и прекрасными репродукциями художников разных стран прошлых времён.
В книгу вошли иллюстрации и фрагменты картин как русских художников – Б. Кустодиева, К. Маковского, П. Федотова, К. Коровина, И. Крамского, так и зарубежных – Эдуарда Мане, Дж. Тиссо, Огюста Ренуара, Эдуарда Дега и многих других.
Более 70-ти тщательно подобранных иллюстраций художников разных стран делают книгу привлекательной, украшают её и помогают лучше понять текст. Ведь благодаря иллюстрациям, как правило, и возникает интерес к книге.
Полный список всех иллюстраций представлен в конце издания с указанием страниц, художников и названием картин.
Надеемся, что читатели оценят и текст, и оформление книги «Русские традиции. Правила хорошего тона».
Какие-то наставления и правила сегодня, несомненно, вызовут улыбку читателей, но не сделают чтение этой книги менее интересными, а может даже станут полезными и актуальными для современного человека. Ведь этикет – это правила поведения в обществе, а достойное поведение актуально во все времена.
Приглашаем вас в Центральную городскую библиотеку и в библиотеки нашего города.
Литература:
Видова М. «Зерцало юности» : [о правилах поведения и приличия, а также уложении Петра I о прилежном воспитании отроков «Юности честное зерцало»] // Право плюс. – 2017. – 2 февр. (№ 5). – С. 1, 6 : ил.
ОСЛ
87.78
Лаврентьева Е. В. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет / Е.В. Лаврентьева. – Москва : Молодая гвардия, 2005. – 663 с., [16] л. ил.
14
63.5
Русские традиции. Правила хорошего тона. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2015. – 297, [6] с. : цв. ил. – (Классика в иллюстрациях).
ОСЛ
87.78
Этикет в будни и праздники. – Москва : Мир книги, 2003. – 350 с. : ил.
8
Материал подготовила библиограф справочно-библиографического отдела
Центральной городской библиотеки Стаканчикова О. А.