Обзор книги «Лучшие притчи мира» 16+
12.12.2024
Уважаемые посетители!
Предлагаем продолжить знакомство с интересными изданиями из фондов МБУК «ЦГБ»
в цикле «Книга раскрывает тайны, или Рассказы библиографа»
В очередном обзоре представляем вашему вниманию книгу «Лучшие притчи мира», выпущенную издательством ОЛМА Медиа Групп в 2015 году в серии «Классика в иллюстрациях».
|
Хорошо известно, что уже в глубокой древности, как только человеком стали предприниматься попытки осознания собственного бытия, появились и первые представления о судьбе, свободе воли и выбора, которые неизбежно были связаны, прежде всего, с желанием отыскать причины наблюдаемого происходящего и постичь природу случающегося.
Возможно, именно поэтому словом притча впоследствии стали называть один из ключевых жанров мирового фольклора. А также один из эталонных образцов, использовавшихся в художественной литературе, как принято говорить, всех времён и народов. Вот, например, как говорится о притче в Ветхозаветной «Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова»: «Сердце разумного обдумает притчу, и внимательное ухо есть желание мудрого» (Сир, 3, 29). И далее: «Сердце человека изменяет лицо его или на хорошее, или на худое. Признак сердца в счастье – лицо весёлое, а изобретение притчей соединено с напряжённым размышлением» (Сир, 13, 31-32).
|
|
|
|
Вот одна из греческих притч «С пустыми руками»:
|
|
|
Во-вторых, в притчах часто допускается и отсутствие развития сюжета, а также позволено исключение и описания, то есть вещи, предметы, природные объекты и тому подобное только упоминаются, и то – в случае необходимости.
И это объясняется тем, что главная цель притчи – сообщение о событии, а не изображение его. То есть явление не показывается в развитии и практически всегда в тексте нет указаний на время (однажды, как-то раз и т. п.) и место действия (в одном городе, в доме одного правителя и так далее) действия.
С другой стороны, в притчах не только описания характеров действующих лиц, но также отсутствуют и описания внешних черт героев, не говоря уже об истории жизни. Вместо этого лишь называется социальный статус (сеятель, вор, ученик и прочее), а иногда называются имена персонажа (Конфуций, Гамлиель, Сократ и другие)
Наконец, в-третьих, притча отличается особой значимостью и предельной заострённостью, реализуемой в ней идеи, широтой представленных обобщений и подчёркнутой глубиной религиозного, моралистического или дидактического содержания.
Кроме того, в отличие от басни, притча (хоть и содержит мораль), далеко не всегда заканчивается моралью.
Представители всех мировых религий используют этот жанр (притча) в качестве простой и доступной формы для объяснения основ религиозных учений.
|
Интересно происхождение и толкование этого оборота. Слово «притча» используется здесь в прямом назначении – «краткий поучительный рассказ с определённой моральной составляющей». А вот «во языцех» – означает не «в языках» или «на устах», как можно подумать, а «среди народа», так как слово «языцы» на старославянском языке и означает «народы» (в этом контексте вспоминают и «язычников»).
Вот несколько притч во языцех…: (из нашей книги):
«Ты пьёшь вино – кровь виноградных ягод». Подобно вину, притча влечет к себе сердце человеческое». Сифре Зуто;
«Сердце разумного обдумает притчу, и внимательное ухо есть желание мудрого». Сир;
«Не относитесь к притче пренебрежительно. Подобно тому, как при свете грошовой свечки отыскивается обронённый золотой или жемчужина, так с помощью притчи познаётся истина». Шир Гаширим;
«В сокровищах мудрости – притчи разума». Сир;
«До пределов Вселенной слова не доходят». Это сказано о словах притчи. Танна дебэ Елия.
Есть притчи Суфийские, Восточные, Буддийские, Дзенские, Христианские, Библейские, Философские, Конфуцианские, Евангельские, Греческие и Русские, притчи Соломона и даже Современные притчи. И это далеко не полный их перечень.
Суфизм – это аскетически-мистическое направление в исламе, включающее как учение, так и духовные практики, образ жизни последователей и их объединения.
Суфийские притчи – это литературные творения, которые можно назвать кладезем мудрости. Суфисты активно использовали притчи, чтобы закрепить в уме не верование, но образец, который помогает человеческому сознанию действовать «новым» образом.
Суфийская притча «Адский огонь»:
«Говорят, однажды Гарун аль- Рашид повстречал юродивого.
– Откуда ты идёшь? – спросил халиф. Я-то? Из самого пекла.
– И что же тебя привело туда?
– Я хотел раскурить свою трубку и искал огонь, вот и решил отправиться в ад и спросить у его жителей, не поделятся ли они огоньком и со мной.
– Ну и как, дали они тебе огня?
– Нет, их правитель сказал мне, что у них его нет. «как же так?» – спросил я. А он мне ответил: «Здесь нет огня, сюда каждый приходит со своим собственным».
Греческие притчи наполнены гармонией человека и мира, ведь отправной точкой и объектом всей греческой цивилизации является человек. Всё делается для него и во благо его.
Греческая притча «Дальновидность»:
«Была у одного философа дочь, к которой сватались сразу двое: бедный и богатый. Философ выдал её замуж за бедняка, а когда его спросили, почему он так поступил, ответил:
– Богатый жених очень глуп, и я боюсь, что он вскоре обеднеет. Бедный жених – умён, и я надеюсь, что со временем он станет богатым».
Греческая притча «Лучшее учение»:
«Одного философа спросили: «Какое учение лучше всех?»
– То, которое презирают дураки, – ответил он».
Буддизм – учение, возникшее в древней Индии в VI-V веках до нашей эры и ставшее, наряду с христианством и исламом, одной из трёх мировых религий. По сути – это религия, философия, образ жизни. «Будда» в переводе с санскрита означает «Будить, пробуждать, знать, воспринимать». Проще говоря, Будда – это «просветлённый». Последнее слово, сказанное Буддой людям, было «Простите».
Буддийские притчи – здесь за основу взяты религиозно-философские учения Индии. Многие буддийские притчи посвящены теме перерождения.
|
Евангельские притчи – важная составляющая учения Христа, они давно стали неотъемлемой частью мировой культуры. На протяжении двух тысяч лет люди черпают в них ответы на главные вопросы человеческой жизни. Большая часть притч содержится в синоптических Евангелиях, то есть в первых четырёх книгах Нового Завета: Евангелие от Матфея, Марка, Иоанна и Луки.
Евангельская притча «Золотой»:
«Иисусу показали золотой и сказали ему: Те, кто принадлежит Цезарю, требуют от нас подати. Он сказал им: Дайте Цезарю то, что принадлежит Цезарю, дайте Богу то, что принадлежит Богу, и то, что моё, дайте это мне!».
«Ученики сказали Иисусу: Скажи нам, каким будет наш конец. Иисус сказал: Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец. Блажен тот, кто будет стоять в начале: и он познает конец, и он не вкусит смерти. Иисус сказал: Блажен тот, кто был до того, как возник» Евангелие от Фомы.
|
|||
|
|||
«История о трёх бабочках, которые хотели познать, что такое огонь. Первая из них приблизилась к нему на безопасное расстояние и, вернувшись, сообщила, что огонь – это свет. Другая подлетела ближе и опалила крылышко. «Огонь – это жар», – сказала она. Третья бабочка подлетела вплотную и исчезла в пламени навсегда. Теперь она знала, что это такое, но не могла об этом никому рассказать. Тот, кто знает, молчит, а тот, кто говорит, – не знает». Стоит поразмыслить над сказанным в это притче. Русские (славянские) притчи – это копилка народной мудрости. Они пришли в русскую литературу вместе с христианской письменностью, с первыми переводами текстов Священного писания, прежде всего – Евангелия. |
|||
|
Дзэнские притчи: дзэн – японское название школы буддизма махаяны. Его корни были заложены в Китае Бодхидхармой, который пришёл в Китай из Индии в VI веке.
Согласно философии дзэн, взмах крыльев бабочки на одной стороне земного шара может вызвать ураган на другой его стороне. Дзэн можно назвать внутренним искусством жителей востока.
Многие дзэнские истории и притчи – это своеобразные загадки, не имеющие логически обоснованного ответа, основная задача которых – вывести из равновесия привычной бытовой логики.
Дзэнская притча «Ни воды, ни Луны»:
«Одна монахиня долго постигала учение дзэн, но никак не могла освоить совершенства медитации. Так продолжалось до тех пор, пока однажды лунной ночью у ведра, в котором она несла воду, не отвалилось донышко, примотанное верёвкой. В этот миг монахиня воскликнула: «Нет воды в ведре, нет луны в воде!». И просветлела».
Восточные притчи в большей степени отражают повседневную жизнь человека и его внутренний мир. Многие восточные притчи сопровождаются краткими пояснительными комментариями, которые облегчают их понимание. Направлены они на расширение жизненного опыта человека, повышение его уверенности в себе. А главная направленность восточных притч – принятие человеком ответственности за собственную жизнь.
Читая восточные притчи, погружаешься в атмосферу дворцов и шатров, султанов и наложниц, пустынь и оазисов. Это даёт разыграться воображению, перенестись в тот красивый и загадочный мир, и это не лишает притчу смысла, а только задаёт ей пикантность и неповторимость.
Притчи Соломона. Соломон – третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства, во времена правления которого был построен Иерусалимский Храм – главная святыня иудаизма.
Единственный источник, в котором обосновано историческое существование царя Соломона как реальной личности – Библия. Соломон считался олицетворение мудрости, так что сложилась поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым»
Соломон персонаж множества легенд, в которых он выступает как мудрейший из людей и справедливый судья. Он близко ходил с Богом, а помимо этого, вымолил у Бога мудрости, да так, что стал мудрым человеком в мире, и кроме царя Соломона других мудрецов нет.
|
Казахская притча «Две жены»:
«У одного человека средних лет было две жены – старая и молодая. Одной из них, молодой, очень хотелось, чтобы и муж её выглядел моложе, и она аккуратно выщипывала ему седые волосы. Однако другой хотелось, чтобы супруг выглядел солиднее или по крайней мере – старше, чем она сама. Поэтому старая жена проделывала то же самое, но с тёмными волосами мужа. Очень скоро бедный мужчина стал совершенно лысым».
Есть и современные притчи. Уместно вспомнить о знаменитых кавказских тостах, которые очень часто имеют форму притч, отчего они и любимы далеко за пределами плодородного горного региона.
Зародившись и обретя популярность ещё в глубокой древности, притчи не утратили своей актуальности и до наших дней и давно уже заняли особое место не только в фольклоре, но и в художественной литературе.
В русской литературе притчи писали, например, такие классики, как Александр Сумароков (его философские произведения «Кукушки», «Пиит и богач», «Маскарад»), Александр Сергеевич Пушкин (его стихотворение-притча «Сапожник»), Александр Куприн (произведение «Богач»). Фёдор Михайлович Достоевский, описывая сны героев своих романов, а также Лев Николаевич Толстой в своих поздних произведениях опирались на законы и традиции притчи.
Черты притчи находили в произведениях более современных писателей, прежде всего у Василя Быкова, Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Чингиза Айтматова и других.
К этому жанру обращались Ф. Кафка, Бертольд Брехт, У. Фолкнер, Ж.-П. Сартр, Альберт Камю, Ж. Ануй, Г. Марсель, Х. Л. Борхес, Х. Кортасар и многие другие.
Среди творцов в этой области можно увидеть Елену Рерих, Ирину Покровскую, Илью Бояшева. Существуют и сборники современных религиозных притч.
Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития подрастающего поколения. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают людям не только задуматься над своим поведением, а иногда и посмеяться над своими ошибками.
Не первый раз на сайте библиотеки мы знакомим с книгами из серии «Классика в иллюстрациях». Проиллюстрированный шедеврами живописи разных времён и народов, текст лучше запоминается и усваивается.
Список иллюстраций мировых шедевров, помещённых в книге «Лучшие притчи мира» представлен на последних страницах с указанием автора произведения и полным названием картины. Здесь можно увидеть иллюстрации картин Альбрехта Дюрера, П. Рубенса, В. Д. Поленова. Ц. Ёситоси, Э. Делакруа, Рембрандта, Тициана, В. Верещагина, Н. Ярошенко, Доменикино, Э. Уикса и многих других живописцев, среди которых есть шедевры и неизвестных авторов. Также на страницах книги можно увидеть средневековые китайские миниатюры.
Удобно составлено и содержание произведений. Все названия притч идут в алфавитном порядке, что облегчает поиск нужной темы.
Для того чтобы действительно понять, что такое притча, а также испытать магическое действие этого жанра, нужно прочитать их самому.
Мы предлагаем познакомиться с книгой «Лучшие притчи мира». И может быть, кто-то откроет для себя нечто новое, чего раньше не сознавал или не придавал ему значения. В книгу вошли самые известные и занимательные притчи, знакомство с которыми, без всякого сомнения, доставит удовольствие любителям этого удивительного жанра.
Люди не только проявляют интерес к чтению притч, некоторые сами их сочиняют. Может и вам захочется не только познакомиться с притчами, а кому-то и попробовать самим сочинить притчу. Всё в ваших руках. Попробуйте!!!