Обзор методических пособий из серии «Внеклассная работа в школе»
Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е. В. Задорожная; под общ. ред. Е. В. Задорожной. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 120 с.
Неисчерпаемым источником знаний для ребенка может и должна стать книга. Предлагаемые в сборнике викторины, конкурсы, праздники, библиотечные уроки и практические рекомендации помогут педагогам и библиотекарям сформировать положительный опыт детского чтения у школьников.
Вот некоторые из них:
«Проделки снежной Королевы»: театрализованное представление;
«Здравствуй, гостья-зима!»: утренник;
«Совесть и честь в произведениях детских писателей»: круглый стол;
«Прикоснись к подвигу сердцем»: устный журнал.
Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. 5-11 классы / авт.-сост. Т. Н. Андреева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 169 с.
Предложенные в пособии беседы, конкурсы, викторины, ролевые игры, библиотечные уроки ориентированы на тесное сотрудничество учителя и учащихся с библиотекой, в частности в области изучения биологических дисциплин и научно-исследовательской деятельности.
Весь материал сгруппирован по темам: «Экология души», «Человек и биосфера», «Природа – вечный источник красоты», «Здоровый образ жизни», «Милая родина моя», «Человек и природа: этика взаимоотношений».
Особого внимания заслуживают следующие сценарии:
«Планета Земля в опасности»: ролевая игра «Консилиум врачей» для 9-11 классов;
«Экологические «крестики-нолики»: конкурс знатоков для 9-11 классов;
«Вовлеченные в войну»: экологическая экспертиза для 7-8 классов;
«Проблемы Мирового океана»: игра «Экологический суд» для 10-11 классов;
«Лесные тайны»: разгадывание кроссворда с элементами беседы для 6-8 классов;
«Природа как универсальная ценность: семинар для 11 классов.
Пособие адресовано учителям биологии для использования во внеклассной и кружковой работе, при проведении предметных недель, а также оно будет полезно классным руководителям, библиотекарям, организаторам воспитательной работы с детьми и педагогам дополнительного образования.
Агапова И. А., Давыдова М. А. Встречи с героями книг: библиотечные уроки, сценарии мероприятий, инсценировки / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 344 с.
В практике школьных внеурочных занятий обращение к литературным произведениям, созданным специально для детей и о детях, является традиционным. Данное пособие предназначено педагогам дополнительного образования, библиотекарям, руководителям театральных студий и кружков.
Весь материал разделен на 4 главы:
Литературные сценарии по мотивам сказочного фольклора и произведений разных писателей;
В помощь школьному театру;
Литературные игры;
Сказки для чтения и инсценировки.
Принимая участие в этих мероприятиях, ребята еще раз восхитятся произведениями А. С. Пушкина, посмеются над казусами с героями книг Н. Носова и В. Драгунского, поучатся доброте и находчивости Мумми-семейства, придуманного Т. Янсоном, пофантазируют о будущем вместе с Электронной бабушкой Р. Бредбери, поучатся этике у ребят из рассказов В. Осеевой, украдкой смахнут слезу, тоскуя о маленьком принце А. де Сент Экзюпери, или неожиданно для себя откроют романтизм поэзии ирландского Нобелевского лауреата У. Б. Йейтса.
Встречи в школьной библиотеке: тематические вечера, литературно-музыкальные композиции, уроки мужества / авт.-сост. Н. Г. Растегаева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 158 с.
Формирование гражданина, нравственное и патриотическое воспитание растущего человека – главные задачи воспитательной работы любого образовательного учреждения, а значит, и библиотеки. В окружении книг, хранящих сведения о великих и малых событиях, о знаменитых личностях и малоизвестных судьбах, слышны шаги истории. Именно здесь человек лучше всего понимает, что такое память. Пособие предназначено сотрудникам и школьных, и муниципальных библиотек в качестве ресурсного материала для реализации воспитательных задач. Оно может также может быть полезно и классным руководителям, и организаторам внеклассной работы в школе при проведении традиционных мероприятий в рамках празднования Дня Победы, Дня Защитника Отечества, Уроков Знаний.
Особое внимание обращаем на сценарии:
Великие сыны России (тематический вечер, посвященный А. Невскому, Д. Донскому, А. Суворову, М. Кутузову);
«Истории священные страницы» (урок мужества, посвященный государственной символике и Бородинскому сражению);
Россия против террора (тематический вечер, посвященный трагическим событиям в г. Беслане);
«Мы жили жизнью смелой…» (урок мужества, посвященный памяти экипажа подводной лодки «Курск»).
Путешествие в Читай-город: сценарии мероприятий,библиотечные уроки. 1-4 классы / авт.-сост. З. А. Чурикова, М. А. Багаева, И. А. Хапилина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 173 с.
Привить детям интерес к художественной книге, формировать способность к сотрудничеству, научить творчески применять знания в новых ситуациях помогут предлагаемые на страницах этого пособия сценарии внеклассных мероприятий и библиотечные уроки. Используемые элементы театрализации в сценариях мероприятий, побуждают к творческому прочтению произведения, стимулируют развитие памяти, развивают психологическую культуру, формируют этические навыки общения у школьников. Вот некоторые из них:
Чурикова З. А. Открытый урок чтения «Книга в кругу читателей»: конференция по книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»;
Хапилина И. А. Земля – наш общий дом: необыкновенный симпозиум;
Хапилина И. А. Айболит ведет прием: знакомство с профессией ветеринара для младших школьников;
Хапилина И. А. От Даждьбога до Ярилы: праздник ко Дню славянской письменности и культуры;
Багаева М. А. Сказка о художнике и добрых феях: жизнь и творческий путь художника Н. К. Рериха: урок эстетики, посвященный творчеству русского художника, философа, археолога, писателя.
Обзор подготовила главный библиотекарь Организационно-методического отдела МБУК «ЦГБ» Козиенко Т. М.