Творческий путь Александра Николаевича Островского
Драматург и писатель Александр Николаевич Островский появился на свет 12 апреля 1823 г. по новому стилю в Москве. Его родители не имели отношения к профессиональному творчеству, искусству. Однако были людьми начитанными и довольно образованными.
Отца молодого человека звали Николай Фёдорович. Мужчина происходил из среды духовенства. По настоянию родителей окончил семинарию, а затем и духовную академию. Вместо религиозной работы он предпочел чиновничий пост. Своим трудом добился должности судебного стряпчего.
Мать драматурга звали Любовь Ивановна. Ее родители служили при церкви. Молодой человек так и не успел, как следует ее запомнить, поскольку та скончалась, едва Островскому исполнилось 9 лет от роду. После смерти супруги отец писателя женился во второй раз, на Эмили фон Тиссен, дочке шведского аристократа. Помимо Александра в семье родилось трое детей. Благодаря положению Николая Фёдоровича, семья жила в достатке, что позволяло вплотную заниматься образованием детей.
Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал склонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста.
В 1835 году Островский поступил в третий класс Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году по желанию отца поступил на юридический факультет Московского университета. Окончить университетский курс ему не удалось: не сдав экзамен по римскому праву, в 1843 году Островский написал заявление об уходе. Отец определил его на службу канцеляристом в Совестный суд и до 1850 года будущий драматург служил в московских судах. За долгий период службы Островский повидал немало людей. В будущем они стали основой для собирательных образов, типажей и ярких характеров, известных нам по многочисленным комедиям писателя. Несмотря на чиновничью работу, Александр Николаевич и не думал отказываться от своей затеи стать драматургом. Втайне от всех он записывал наиболее интересные образы и ситуации в свой блокнот. На их основе создавал собственные типажи для будущих пьес.
За почти 40 лет творческой деятельности Островский создал богатейший репертуар: 47 оригинальных пьес, несколько пьес, написанных в соавторстве. Он занимался также переводами и переделками пьес других авторов. Все это составляет «театр Островского» — так определил масштаб созданного драматургом И. А. Гончаров.
Островский страстно любил театр, считая его самым демократичным и действенным видом искусства. Среди классиков русской литературы он был первым и остался единственным писателем, целиком посвятившим себя драматургии. Все пьесы, созданные им, не были «пьесами для чтения» — они писались для театра. Сценичность для Островского — непреложный закон драматургии, поэтому его произведения принадлежат в равной степени двум мирам: миру литературы и миру театра.
Пьесы Островского печатались в журналах почти одновременно с их театральными постановками и воспринимались как яркие явления в литературной, и театральной жизни.
В творческом развитии Островского выделяются четыре периода:
Первый период (1847-1851) - время первых литературных опытов. Островский начинал вполне в духе времени — с повествовательной прозы. В очерках быта и нравов Замоскворечья дебютант опирался на гоголевские традиции и творческий опыт «натуральной школы» 1840-х гг.
В эти годы были созданы и первые драматургические произведения, в том числе комедия «Свои люди — сочтемся!» («Банкрот»), которая стала главным произведением раннего периода.
Второй период (1852-1855) называют «москвитянинским», так как в эти годы Островский сблизился с молодыми сотрудниками журнала «Москвитянин»: А. А. Григорьевым, Т. И. Филипповым, Б. Н. Алмазовым и Е. Н. Эдельсоном. Драматург поддерживал идейную программу «молодой редакции», которая стремилась сделать журнал органом нового течения общественной мысли — «почвенничества». В этот период написаны всего три пьесы: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и «Не так живи, как хочется».
Третий период (1856-1860) ознаменован отказом Островского от поисков положительных начал в жизни патриархального купечества (это было характерно для пьес, написанных в первой половине 1850-х гг.). Драматург, чутко воспринявший изменения в общественной и идейной жизни России, сблизился с деятелями разночинской демократии — сотрудниками журнала «Современник». Творческим итогом этого периода стали пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место» и «Гроза», «самое решительное», по определению Н.А. Добролюбова, произведение Островского.
Четвертый период (1861-1886) - самый продолжительный период творческой деятельности Островского. Расширился жанровый диапазон, разнообразней стала поэтика его произведений.
За двадцать лет были созданы пьесы, которые можно распределить по нескольким жанрово-тематическим группам:
1. Комедии из купеческого быта: «Не все коту масленица», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень».
2.Сатирические комедии: «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «Лес».
3. Пьесы, которые сам Островский называл «картинами московской жизни» и «сценами из жизни захолустья» (их объединяет тема «маленьких людей»): «Старый друг лучше новых двух», «Тяжелые дни», «Шутники» и трилогия о Бальзаминове.
4. Исторические пьесы-хроники: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Тушино» и др.
5. Психологические драмы: «Бесприданница», «Последняя жертва» и др. Особняком стоит сказочная пьеса «Снегурочка».
Александр Николаевич стал основоположником русского театра в том виде, в каком его знают сейчас. Творчество Островского требовало широких реформ сцены. Благодаря его стараниями удалось создать целостную концепцию и разработать новые, простые приемы игры.
Новаторство его пьес проявилось и в содержании (демократизация тематики и персонажей), и в форме (смещение жанровых границ, органическое слияние комизма и сильного драматизма, эпичности и напряженной драматичности действия), и в характере конфликта, который рождался в его пьесах из драматизма самой жизни.
Пьесы Островского ставили в Малом и Александринском театрах. Работы драматурга привлекали внимание широких кругов общественности. Во многом именно благодаря ему в короткое время удалось существенно увеличить число любителей театрального искусства.
В последние годы жизни литератор чувствовал себя плохо. Александр Островский умер в имении Щелыково 14 июня 1886 по новому стилю из-за осложнений сердечной болезни. Похоронен Островский рядом с отцом, в селе Николо-Бережки на территории современной Костромской области (Храм Святителя Николая Чудотворца).