Инвалидам по зрению
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Версия для слабовидящих

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк – уральский писатель, прозаик-реалист, драматург. Родился 25 октября (6 ноября)  1852 года, в поселке Висимо-Шайтанский завода Верхотурского Уезда, Пермской губернии.

Что известно нам о писателе Дмитрии Наркисовиче Мамине-Сибиряке? Большинство, в первую очередь, вспомнит о  печальной уточке Серой Шейке, и, конечно, о милых и домашних «Аленушкиных сказках». Тот, кто лучше знаком с творчеством этого выдающегося писателя, расскажет, что Мамин-Сибиряк – человек уральский, и именно родному краю посвятил большинство своих произведений. И то, и другое будет чистейшей правдой, но не полной, не раскрывающей перед нами настоящего, самородного уральского писателя.

Кем же был этот человек с грустными глазами, мягкими чертами лица «природного интеллигента», невероятно чуткий к бытию окружающих? А был он хватким, цепким журналистом, замечавшим перемены в жизни огромного государства – Российской империи. Человеком, способным видеть и сопоставлять события, не идеализируя и не принижая при этом персонажей, населяющих страницы его произведений. Имел писатель Мамин блестящую способность «поймать» событие. Потом, как трудолюбивый рыболов, чинящий сеть, Мамин распутывал, раскрывал перед читателем переплетение нитей причин и следствий, превращая рваный клубок частностей в стройное полотно повествования. Именно это качество уральского писателя, словно удачная огранка дорогого камня, делает каждое его произведение логически совершенным.

Наиболее знаковыми для самого Дмитрия Мамина произведениями, прославившими и закрепившими за ним репутацию остросоциального писателя-реалиста, стали романы «Приваловские миллионы» и «Горное гнездо».

«Приваловские миллионы» (1883 г.) – произведение, которым автор громко заявил о себе. Сюжет продумывался и отшлифовывался автором на протяжении девяти лет. Основная проблематика романа в будущем стала своеобразным «маяком», осветившим все дальнейшее творчество писателя.

В нем раскрывается проблема становления буржуазности Российского государства, влияние этого процесса на устоявшуюся жизнь населения уральских городов и поселков, трагический «перелом» в сознании обывателя того времени, когда нормы морали и нравственности трансформируются, зачастую принимая весьма уродливые формы.

Роман основан на реальных событиях, отразивших «проблему становления России на путь капитализма». А. М. Горький писал: «Глубокий демократизм романа, яркие образы и особый быт помогают читателю понять русский народ и русский язык и полюбить его».

Foto 3 Gornoe gnezdo. Nizhnetagil'skij dramaticheskij teatr. 1999 g..jpg

Подобной атмосферой пропитан роман «Горное гнездо» (1884 г.). Как и роман-предшественник, он имеет в основе реальные события, разворачивающиеся в одном из уральских городов – Нижнем Тагиле – на заре глобальных государственных перемен. Прототипы персонажей – это реальные люди: управляющий, его жена, заводовладелец, земский председатель и пр.

Это произведение кроме основной социальной проблематики точно отражает одну из монументальных причин «увядания» прошлого. Это меланхолическая расслабленность власть предержащих (в данном случае, заводовладельца Лаптева) на фоне постоянной дележки сфер влияния «властителей низшего толка» – «чиновников», «управляющих», «нужных, почти молодых людей».

Foto 4 Nakazanie na konyushne. Illyustraciya kon. 19v..jpg

Еще одна язва, которую виртуозно вскрывает Мамин-Сибиряк в своем творчестве – особый фанатизм уральского рабочего. Да, писатель восхищен упорством простого заводского труженика, выделяет его, описывая как «особую заводскую косточку». Влюбленность Мамина-Сибиряка в уральское население видна во всем его творчестве, однако не мешает писателю безжалостно выставлять на показ неоправданную жертвенность рабочего и жестокость приказчика – «Ради барина!»

Foto 5 ZHiteli p. Visim. Roman Tri konca. Illyustraciya L. A. Epple 1946 g..JPG

Кульминация этого процесса слепого служения барину приходится на время отмены крепостного права, что показано практически во всех серьезных работах автора. Более всего он раскрывает эту трагедию в произведении «Три конца». Показывая свой родной поселок – Висим, Дмитрий Наркисович свидетельствует события «перелома» пореформенного Урала.

Foto 6 Povar i kuharka. E. V. Makovskij. 1812 g..jpg

Отдельной строкой в его творчестве выделяется «Поздняя проза» – рассказы, повести, очерки конца XIX – начала ХХ века. Эта часть творческого наследия не так широко известна современным почитателям таланта писателя. Долгое время произведения не публиковались по политическим причинам. В советское время Мамин-Сибиряк преподносился обществу, как человек «глубоко сочувствующий» пролетариату, показывающий его исключительно в ключе пострадавшего, «зажатого» буржуазным классом. Поздняя проза, точнее, такие очерки как «Около господ», «В услужении», «Сибирские старцы, кухарка Агафья и Гражданин Рихтер» никак не вписываются в подобное толкование творчества писателя. Мамин, в свойственной ему манере кристальной честности перед читателем, показывает, как прогресс и городская жизнь «около денег» способны мелкой щеткой вычистить душу простого работяги от того светлого, что в ней было.

В завершении хочется сказать: произведения писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка имеют одно потрясающее свойство – раскрываться по-новому при каждом прочтении. Именно поэтому всем стоит ознакомиться с его творчеством, а если Вы уже читали что-либо из его работ – перечитайте, не пожалеете! 


Продолжая работу с tagillib.ru, Вы подтверждаете использование сайтом cookies Вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис.