Занятие тридцать первое
В последнее время серия, получила «второе дыхание» и, сохраняя свои традиционные формы и содержание, создает новые серии, становится более открытой для своих читателей в Интернете.
За 2010-2011 года библиотека получила множество новинок серии, обзор некоторых из них вы можете посмотреть на сайте в разделе «Новые книги».
Свое знакомство с серией «ЖЗЛ», которую уже почти 80 лет ведет издательство «Молодая гвардия», мы начали с небольшого экскурса в ее историю. Вспомнили и основателя серии – Ф. Ф. Павленкова и продолжателя его славного дела – Максима Горького. С 1938 года серия выходит ежегодно, ни разу не прекращая тираж, даже на время войны и трудных лет перестройки. У серии знаменитая история и уже совсем скоро мы сможем взять в руки 1 500 книгу «ЖЗЛ». Не кривя душой стоит признать, что у этого проекта действительно долгая жизнь и в первую очередь, наверное, благодаря общей идее - рассказывать с высшей степенью научной достоверности и на высоком литературном уровне о замечательных людях всего мира. Чтобы убедиться, что серию не зря называют национальным достоянием страны, наравне с Большим театром и Русским музеем, участники «Университета» выбрали на свой читательский вкус по книге и постарались представить ее остальным участникам.
А вот теперь суровая действительность. Первое и общее впечатление – упавший литературный уровень. Оценить достоверность изложенных фактов нам, как рядовым читателям, действительно сложно, а вот прочувствовать книгу как литературное произведение и дать ей оценку, думаю мы вполне способны. Второе разочарование – выбор редакции не только авторов, но и героев книг. Да, все они по-своему интересные личности, достаточно неординарные, но можно ли однозначно назвать их «замечательными», могут ли они служить примером и идеалом для тех, кто познакомится с их жизнью. В большей части нам они показались любопытными, заметными на общем фоне своего времени, но, увы, не единственными в своем роде и не выдающимися. Хотя может это всего лишь подача автором своего героя именно таким.
Итак, что же смогли прочитать и оценить наши участники.
Сергей Довлатов, ленинградский писатель семидесятых, мало известный и к тому же рано ушедший от нас. Трудно было представить, что его биография вообще сможет выйти в этой серии. Да, он автор небольших одновременно смешных и грустных рассказов, но его личная жизнь, довольна сумбурна, пропитана винными парами и нарушением множества правил тогдашнего времени. И книг, посвященных его славной и замечательной биографии, не так уж и много. Поэтому выход биографии Довлатова, написанной его давним знакомым писателем Валерием Поповым не мог не привлечь внимания одной из слушательниц «Университета» Татьяны Русаковой. Отзыв о книге.
Небольшой анализ пришедших в библиотеку книг серии «ЖЗЛ» сделала Светлана Чистякова, а свой выбор она решила остановить на книге Дмитрия Володихина и Генадия Прашкевича «Братья Стругацкие». Два автора-фантаста о двух писателях- фантастах. Ценность данного издания еще и в том, что в рукописи ее читал сам Борис Стругацкий, а значит, мог внести свои поправки и пожелания авторам. Так в чем же феномен братьев Стругацких? Об этом можно узнать, только прочитав книгу. Отзыв о книге.
Людмила Рыженкова поделилась с нами впечатлениями от книги Михаила Вострышева «Патриарх Тихон». последнее время автор занимался редакцией 14-ти томного издания по истории Москвы. Книга, рассказывающая о жизни и духовном поприще вятителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси, удивила слишком «видимым» отношением автора к своему герою. Конечно, те испытания, что выпали на долю Тихона, непомерно тяжелы и его умение сохранить православную веру в сложные для России времена, заслуживает если не поклонения, то хотя бы уважения. Но, тем не менее, желание обелить монархию и очернить Советскую власть красной пунктирной линией проходит через книгу. И от этого общее впечатление читателя от книги несколько смазано, и будет наверное зависеть от того как он относится к той или иной форме власти и вообще к данному периоду в истории России.
Русский писатель и исследователь истории русской литературы XX века Алексей Варламов – один из постоянных авторов серии «Жизнь замечательных людей». Это, из-под его пера вышли книги о Михаиле Пришвине, Алексее Толстом (премия «Большая книга» 2008 г.), Григории Распутине и других. В прошлом году Алексей Варламов выпустил книгу о Михаиле Булгакове, с которой и познакомила участников занятия Татьяна Долгалева. Биография Булгакова: казалось что еще нового в ней сможет нам открыть писатель. Все уже давно сказано и читано-перечитано. Так вот, Алексей Варламов предлагает свою версию судьбы писателя и, кажется, ты начинаешь по-новому смотреть и на его женщин, и на его окружение и на него самого. Отзыв о книге.
Книгу Михаила Филина - историка и писателя, знатока истории России и пушкиноведа – «Толстой - Американец» предложила нашему вниманию Екатерина Сафронеева. Увлекательно, с интересными примерами нам была подана история одного из ярких представителей пушкинской эпохи, возможно и опередившего свое время. Толстой – участник первого российского кругосветного путешествия, герой нескольких сражений, владелец ужасной репутации гуляки и дуэлянта, проживший необычную жизнь. Этот «беспутный» человек с непростым характером, ко всему прочему был большим умницей и хорошим другом, любящим отцом. Как все это сочеталось в одном человеке? Это можно узнать только прочитав книгу. Отзыв о книге.
Историю телепата, гипнотизера, заслуженного артиста РСФСР – Вольфа Мессинга, рассказала Алена Шашкина. От книги остается двойственное ощущение – она вся как бы состоит из бесконечных проверок на достоверность автобиографии Мессинга. Казалось бы, только начнешь верить в историю бедного сбежавшего из дому маленького польского еврея, как тут же следуют доказательства, что все это выдуманный факт. Только познакомишься с трогательным моментом в его жизни, когда он гастролирует с цирком в качестве акробата, как ра-а-а-з, и этот факт уже внушает сомнение автору, и он тут же говорит, что никаких акробатических способностей Мессинг никогда не демонстрировал.
Автор книги Борис Соколов с особой радостью критика и историка развенчивает все то, что написал в автобиографии «Я - телепат» Мессинг в соавторстве с Михаилом Хвастуновым или в документальной повести Игнатий Шенфельд, или в своих мемуарах Татьяна Лунгина. Эта бесконечная смесь и перетасовывание как известных, так и новых фактов биографии знаменитого артиста, немного утомляет и уже не знаешь, чему верить. Сам автор долго водит и запутывает своего читателя не хуже, чем таинственный Мессинг. С трудом перешагивая, а иногда буквально продираясь через все многочисленные легенды и слухи, которые сумел создать вокруг своей персоны Вольф Григорьевич, невольно задаешься вопросом: так, в конце концов, «а был ли мальчик»? Спешу успокоить будущих читателей данной книги: по крайней мере, советский период артиста пусть так же загадочен, но по крайне мере более достоверен. А вот, к сожалению, о художественной ценности книги сказать ничего положительного и нельзя. Суховато, очень слабо тянет на «высокий литературный уровень и занимательность», которыми так гордится редакция «Молодой гвардии».
Зато, не скроем, совсем другие впечатления от книги Натальи Чернышевой-Мельник «Дягилев. Опередивший время». История Отечества и люди, составившие его славу – вот одни из главных увлечений автора и это особо чувствуется, когда открываешь книгу. Она написана как раз в старых добрых традициях серии, когда к написанию книг привлекались лучшие творческие силы: Р. Роллан, И. Бунин и др., когда писали не сухую биографию в виде перечня дат – родился, жил, умер, а по-настоящему проживали за своего героя. Не скроем, Дягилев – уникальный персонаж, обладающий огромной энергией, лидерскими качествами и массой различных талантов, многие из которых он взрастил в себе сам. Да и не вспомнишь, пожалуй, с первого раза, другого такого импресарио в русской истории. Человек, открывший гений Стравинского, Нижинского, Прокофьева – пусть и не был таким же бриллиантом, но был уникальным мастеров по оправе талантов. И книга о нем читается так же легко и ярко, как все, что связано с именем Дягилева.
Книга Виктории Миленко об Аркадии Аверченко приятно удивила и воодушевила Екатерину Берестову. Автор давно и с увлечением занимается литературным севастополеведением и творчеством своего земляка Аркадия Аверченко. Это факт сыграл немаловажную роль в том, как был подан наш герой. На самом деле о жизни и творчестве Аверченко известно не так много: то ли его короткая жизнь тому виной, то ли скромность его характера, то ли отношение к нему советской власти. Основатель журналов «Сатирикон», автор многочисленных юмористических, а скорее даже сатирических рассказов, со всей душой принявший революцию и сбежавший с последним пароходом за границу. Человек с отличным чувством юмора и особым взглядом на происходящее вокруг, Аверченко - редкая фигура для нашей литературы. И тем интереснее его жизнь и творчество, а уж подача Виктории Миленко - самая приятная, с новыми, ранее не опубликованными мемуарными свидетельствами, документами и фотографиями.
Единственной женщиной среди героев нашей сегодняшней встречи оказалась Фаина Раневская. Матвей Гейзер, литератор, театровед, автор книг, посвященных, в основном, еврейской культуре рассказал об одной из его ярких и колоритных личностей - Раневской. Книга вышла в так называемой «малой серии» ЖЗЛ.
Казалось бы, чего мы еще не знаем об этой талантливой актрисе, одной из любимых у старшего поколения. Были и книги и статьи, и передачи, и документальные фильмы, и сборники ее афоризмов. Ее человеческое обаяние и талант заставляют обращаться ко все новым жизнеописаниям Фаины Георгиевны. Уникальность данной книги в том, что она представляет собой биографию Раневской на основе как воспоминаний близких, так и подлинных дневников и писем актрисы.
Мы постарались оценивать книги серии «ЖЗЛ» по двум критериям – как написана сама книга с точки зрения литературы и насколько удалось автору отразить личность своего героя, вызвать к нему интерес.
Были у нас и разочарования и восхищение нашими героями. Но, тем не менее, наше общее мнение таково: серия должна жить и книги, рассказывающие про знаменитых или просто знаковых, людей, оставивших свой след, плохой или хороший в истории, должны находить своих читателей.
Не зря еще Дмитрий Лихачев заметил, что: «Биографии людей, послуживших прогрессу человечества, несут в себе огромную воспитательную ценность».